2606

Спирт в голову. Почему топливо из виски и водки не приживётся в России

Институт нефти и газа провёл сравнительные исследования европейских и отечественных сортов топлива. В преддверии старта ралли «Шёлковый путь» потребовалось изучить их влияние на передовую технику, чтобы обеспечить для команд участников заявленные характеристики моторов. Как оказалось, при высоком качестве европейских сортов горючего в некоторых из них обнаружился существенный недостаток, а именно экологические биодобавки, которые в российских условиях могут причинить немало хлопот. Это спиртоподобные этанолы.

Виски для драйва

Европейцы научились разбавлять своё топливо спиртом у американцев и бразильцев, которые проделывают это на законных основаниях уже около десятка лет. Почти половина бензина в Бразилии выходит с биологическими добавками. Порой ушлые мастера АЗС изготавливают смесь, где до 80% этанола. В среднем биодобавки составляют 10-15%. Широкое внедрение зелёных сортов уже вызывает активные протесты экологов. В погоне за нефтяной независимостью вырубаются леса бассейна Амазонки. Высвободившиеся пространства отдаются на откуп производителям тростника и рапса.

«Биотопливу сейчас отводится большая роль не только в Южной Америке, но и в Европе, — рассказывает доцент РГУ нефти и газа (НИУ) Леонид Багдасаров. — Оно позволяет экономить углеводородное сырьё и укладывается в строгие нормативы по количеству вредных выбросов». Скандинавы перерабатывают древесные опилки, немцы выращивают рапс, а шотландцы взялись гнать топливо из отбросов виноделия, то есть из банальной «гнилухи», оставшейся после виски.

Не так давно компания Celtic Renewables Ltd совместно со специалистами Эдинбургского университета в Шотландии разработала технологию получения биотоплива из продуктов переработки крепких алкогольных напитков. Крупнейший производитель виски Perthshire’s Tullibardine поддержал учёных своими средствами. А так как в Шотландии после изготовления вина ежегодно оставалось свыше 750 тонн сухих отбросов, то эту гору мусора и решили отправить химикам, которые пообещали превратить её в топливо. Переработка в биодизель гнилых ячменных зёрен и солода, смешанных с дистиллятами, сложностей не вызывает. Химики покумекали над формулами и предложили способ переработки бросового сырья в биобутанол, которым затем можно разбавлять топливо на бензоколонках.

Наравне с биобутанолом в Европе производится биоэтанол для бензина и дизельного горючего. Он получается как продукт переработки рапса, кукурузы, сахарного тростника или других сельскохозяйственных культур с большим содержанием крахмала и сахара, таких, как маниок, картофель, сахарная свёкла, батат, сорго и ячмень.

Лучше не смешивать

«Несмотря на высокое качество так называемого биотоплива, оно обладает рядом особенностей, таящих в себе подводные камни для отечественных путешественников», — продолжает Леонид Багдасаров. В первую очередь — биотопливо годится не для всех двигателей. Для него изготавливаются моторы Flex-Fuel, способные комбинировать различные сорта. Больше всего таких машин катается в Южной Америке, в Европе они распространены в Скандинавских странах.

Кроме того, биотопливо чувствительно к климату и рекомендовано не для всех стран и рынков. Оно плохо переносит влажность и перепады температур. При проведении испытаний в резко континентальном климате России биотопливо набирало воду из атмосферы. Ночью вода конденсировалась на стенках бака и проникала в бензин. А смесь биоэтанола и бензина при попадании воды способна расслаиваться на фракции. То есть в самый неожиданный момент автомобиль начнёт глотать только биоспирт, что сказывается на его характеристиках. Именно поэтому участники ралли «Шёлковый путь» остановили выбор на более надёжных сортах из сырой нефти.

Кроме того, горючее с биоэтанолом провоцирует коррозию внутренних поверхностей двигателей. Через несколько лет эксплуатации такой мотор рискует превратиться в труху. Твёрдыми частицами забиваются металлические патрубки, накапливаются отложения в головке цилиндров, выходит из строя насос.

Поэтому при планировании путешествия на собственном автомобиле лучше заранее выяснить, рассчитан ли он на потребление биологических сортов топлива. А при выборе пистолета на АЗС необходимо следить за обозначениями на колонке. Спирт в больших количествах полезен не для каждой машины.

Смотрите также:

Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество