В праздничные дни количество поездок на автомобиле резко снижается, большая часть личных транспортных средств остается во дворах. Некоторые хозяева уезжают на отдых, другие передвигаются на общественном транспорте, не желая подвергать себя риску быть оштрафованным за высокое содержание алкоголя в крови. Между тем недельный простой на морозе оказывает влияние на машину. Насколько это вредно и как минимизировать последствия?
Зарядить на неделю вперед
Хороший аккумулятор может держать заряд в течение месяца. Потом энергия иссякает, и через две-три недели простоя батарея не всегда способна провернуть стартер. В морозы внутреннее сопротивление батареи еще больше возрастает, поэтому автомобиль рискует не завестись. Перед длительными стоянками водители стараются пополнять запас энергии. Сделать это можно с помощью часового пробега по автостраде или посредством принудительной зарядки аккумулятора дома. Некоторые снимают аккумулятор с машины и уносят домой, чтобы продержать в тепле до окончания простоя.
Закисание клапанов и форсунок
Во время долгого простоя активируются окислительные процессы, закисают клапаны в разогретых седлах. При небольших простоях налипший налет и нагар, конечно, не блокируют клапан, но мешают ему работать в штатном режиме, из-за чего и происходят перебои с зажиганием. В первые минуты силовой агрегат трясется. Через минуту-другую клапан естественным образом освобождается и продолжает работать. Но при этом грязь никуда не уходит и может привести к повторному закисанию. Также грязь может скапливаться внутри форсунок, и тогда тряски мотора не избежать.
Причины пропуска зажигания могут быть и другие: пробой высоковольтных проводов, повреждение катушек зажигания, а также выход из строя свечей.
Лучшим лекарством от загрязнений является бензин с моющими присадками, которые постепенно удаляют грязь из форсунок, чистят клапаны и систему питания в целом.
Меньше заводить на месте
В целом морозы не могут повредить машине, чего нельзя сказать о частых холодных стартах. Например, в период холодной работы двигателя грузового автомобиля износ составляет около 7% от общего износа силового агрегата за время его эксплуатации. При температуре окружающего воздуха -15 градусов только несколько поворотов коленвала при старте мотора с отстоявшимся маслом дают износ поверхностей трения, эквивалентный выработке при 18-26 км пробега. Нагрузка на двигатель при понижении температуры до -40 градусов может увеличиться на 25% и более в результате возрастания вязкости масла и энергопотерь в трансмиссии.
Чем меньше будет запусков в морозы, тем лучше. Самыми опасными являются случаи, когда владелец заводит мотор на пару минут, чтобы переставить машину с одного места парковки на другое, и вновь выключает двигатель.
Плохо переносят простои подержанные автомобили, у которых в двигателе давно накопились возрастные отложения. Топливная система и масляные каналы успели забиться грязью, которая при локальных перегревах превращается в твердую корку.
При длительном простое теряют масло гидрокомпенсаторы клапанов. При первом запуске в моторе раздается звонкая трель, пока масло опять не поступит в механизм ГРМ.
Без автозапуска
Не стоит в период недельного простоя пользоваться автозапуском. При длительной работе без нагрузки мотор выделяет минимум тепла. Силовой агрегат работает на обогащенной смеси, что вызывает повышенный расход горючего. Без нагрузки в старых машинах смесь сгорает не полностью. Через изношенные кольца часть бензина пробивается в картер, смешивается с маслом и смывает его со стенок цилиндров.
В новых машинах долгая работа на холостых оборотах также не приветствуется. Современные программы управления впрыском рассчитаны на прогревание на ходу. Поэтому без нагрузки смесь в них сгорает частично, оставляя вредные пары, которые затем попадают в каталитический нейтрализатор и дожигаются уже в нем. В итоге растет нагрузка на систему выхлопа, снижается ресурс катализатора. Поэтому ежедневные запуски мотора и долгая работа на холостых оборотах вредят технике больше, чем простой.
Но главное, что работа на холостых оборотах не приводит к полной зарядке аккумулятора. Генератор работает вполсилы и еле справляется с текущим энергопотреблением систем транспортного средства.
Автозапуск бывает полезен только в морозы ниже -25 градусов, когда есть риск обнуления заряда аккумулятора. Тогда обеспечение функциональности машины ставится выше вреда, наносимого ее техническому состоянию.
Тормоза ржавеют
Без работы часто ржавеют барабанные и дисковые тормоза. После поездки разогретые диски собирают на себе конденсат. Влага не успевает просохнуть и разрушает металлические детали задних тормозов во время долгой стоянки. Барабаны и диски покрываются рыжим налетом. Это проблематично, так как ржавчина не вытирается фрикционным слоем колодок. Окислы превращаются в абразив, и это значительно снижает ресурс колодок. Чтобы предотвратить появление ржавчины, необходимо прокаливать тормоза после езды по снегу или по лужам с помощью резкого торможения, а затем охлаждать во время движения накатом. Перед стоянкой лучше всего пользоваться торможением двигателем.