4459
Рейтинг вопроса
-2
+ -

Почему масло в коробке авто служит долго, а в моторе — всего 15 тыс. км?

Категория:  Обслуживание Авто

Автопроизводители предписывают менять масло в двигателе с интервалом в один год или в 10-15 тыс. км пробега. Однако в коробке передач оно работает несколько лет и, как утверждается в руководстве пользователя, рассчитано на весь срок службы машины. Почему?

Если внимательно прочитать руководство по эксплуатации автомобиля, то там не получится найти четкий регламент по смене трансмиссионного масла. Рабочая жидкость в автоматической коробке заливается на заводе и может служить несколько лет, пока машина не достигнет сравнительно больших пробегов в 60 тыс. км и более. Масло в механической коробке передач служит еще дольше, до 100 тыс. км. Автопроизводители уверяют, что подобная долговечность не влияет на ресурс технического узла. Однако масло в силовом агрегате приходится менять ежегодно или через каждые 10-15 тыс. км пробега. Чем вызваны такие интервалы и почему трансмиссионное масло намного долговечнее моторного?

Различия в работе моторного и трансмиссионного масла

Трансмиссионное масло отличается от моторного по составу, по вязкости и по функционалу. У него немного другие цели и назначение. Главная задача смазывающей жидкости для коробок передач или мостов — снижение трения между металлическими деталями трансмиссии. Качественное масло оберегает шестерни и другие элементы от износа и механических повреждений. Смазывающая жидкость создает пленку между парами трения и не испытывает экстремальных нагрузок, как в двигателе. В коробке нет таких же тяжелых температурных и силовых режимов работы. В коробку не всасывается воздух из атмосферы, как в двигатель, а также не прокачивается бензин с различного рода загрязнениями.

В отличие от трансмиссии силовой агрегат подвержен всем перечисленным трудностям. Во время работы он испытывает воздействие высоких температур. Выхлопные газы и частички сажи пробиваются в картер и загрязняют смазывающую жидкость.

Кроме того, масло выполняет еще и функции охлаждения. При его циркуляции часть тепла поглощается, но при высоких нагрузках возможны частичные пригорания, которые приводят к выпадению присадок в осадок. Масло иногда даже пригорает, оставляя налет на металлических деталях. Частички сажи загрязняют смазывающую жидкость и снижают его срок службы. Уже к 7500 км пробега в городах или при 15000 км в смешанном цикле эксплуатации масло теряет часть свойств и уже недостаточно хорошо защищает трущиеся части деталей.

Даже если не эксплуатировать автомобиль и ездить на нем изредка на дачу, моторное масло все равно портится. Его присадки недолговечны и вступают в химические реакции с кислородом и металлическими стенками картера, происходит его окисление и снижение его рабочих характеристик.

Каков интервал замены?

В трансмиссии температурные нагрузки не так велики, и температура там редко поднимается выше рабочей. В трансмиссию не попадают выхлопные газы и сажа, масло не растворяет недогоревший бензин. Однако процессы окисления протекают так же, хотя и значительно медленнее, чем в моторе, в силу состава рабочей жидкости.

Кроме того, через 7 лет эксплуатации в трансмиссии накапливаются продукты износа деталей, шестерен и прочих пар трения. Металлическая стружка задерживается фильтром, но к тому времени ее уровень достигает критических значений. Масло необходимо менять.

В механической коробке переключения передач масло служит примерно 80 тыс. км пробега. При замене необходимо выбрать в точности такую же марку и сорт масла, чтобы обеспечить его нормальное смешивание с остатками старого масла.

Как правило, в трансмиссии остается до 35% старой жидкости. Чтобы обеспечить полную замену, необходимо сменить масло еще раз через 5-7 тыс. км пробега.

В автоматических коробках, таких как гидромеханический автомат и вариатор, масло меняется через каждые 60 тыс. км пробега. У них есть гидротрансформатор, который сильно нагружает рабочую жидкость и снижает ее срок службы.

В роботизированных трансмиссиях масло долговечнее и служит примерно столько же, как и в «механике», то есть 80 тыс. км.

В современных коробках в основном используются только синтетические масла. Старые автомобили до 1990-х годов выпуска по технической документации допускают использование минеральных сортов масла, однако они меняются гораздо чаще.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество