Инцидент, произошедший в Петропавловске-Камчатском, вызвал возмущение не только общественности, но и чиновников министерства здравоохранения. 10 января молодой человек с девушкой в японской иномарке перегородили проезд во дворе дома и не дали проехать машине скорой помощи на вызов. В итоге время было упущено, и 21-летний больной скончался у себя в квартире.
Главный врач службы скорой помощи одной из московских клиник Сергей Милютин рассказал АиФ.ru о том, как бороться с нарушителями, которые не пропускают врачей на дороге, способны ли медики бежать к больному с носилками без машины и как водители должны поступать в пробках, чтобы выстроить коридор для машин со спецсигналами.
Владимир Гаврилов, АиФ.ru: Сергей, часто ли хамят на дорогах?
Сергей Милютин: С дорожным хамством мы, конечно же, сталкиваемся постоянно. Но чем больше камер в Москве, тем меньше хамства. Они есть на дорогах, а в автомобилях уже есть видеорегистраторы. У нас выезд машины на вызов отражается в нормативных документах и прописывается в отчётности. В общем, если появляется на дороге хам, необъяснимым образом мешающий проезду, то мы передаём запись с документальным сопровождением в ГИБДД. Сотрудники полиции уже сами принимают меры. Мы стараемся избегать конфликтов. Кому хочется лезть в драку прямо на обочине?! Надо сказать, что количество откровенного хамства в последние годы заметно поубавилось.
— Растёт ли культура вождения?
— Возможно. Люди понимают, что машина скорой помощи проталкивается сквозь поток не по собственной прихоти. Но понимать мало, нужно уметь быстро пропустить. А тут важна сноровка и опыт. Кажется, что пробка стоит плотно. Куда деваться? Поначалу водители не знали, как поступить, а потом стали расползаться «ёлочкой». Если сдать всем вправо, то образуется свободное пространство и получается коридор для быстрого проезда. В автошколах этому не учат, и приходится опытным путём искать решения. Все водители скорой помощи — как коммерческих служб, так и Минздрава — отмечают возросшую культуру вождения. Конечно, попадаются хамы, но большинство водителей всё же ведут себя культурно.
— Насколько мешают проезду припаркованные во дворах автомобили?
— Это действительно проблема. Вблизи офисных центров люди стараются прятать машины в закоулках. Платный паркинг дорог, поэтому ищутся свободные клочки земли. Машины бросаются хаотично. А так как в центре Москвы сплошные офисы, то и дворы всегда заполнены личным транспортом. Проезжаем с трудом, буквально протискиваемся, подгибая зеркала. Вечером работники офисов разъезжаются, но возвращаются жители, и дворы опять переполнены.
В спальных районах ситуация не лучше. Архитектурными проектами там предусмотрено слишком мало мест под автотранспорт. Машины стоят с обеих сторон проезда, колёсами на пешеходной дорожке. И если легковушке удаётся проползти, то микроавтобусу скорой помощи это не всегда по силам. Бригада бежит к подъезду, а водитель ищет альтернативные пути.
Именно во дворах и возникает большинство перепалок. Бывает, что за машиной скорой помощи образуется очередь, звучат грубые возгласы, окрики, громкие сигналы. Здесь важно не отвечать на агрессию, не замечать хамов, а нивелировать развитие конфликта невозмутимостью.
Выездов из двора всегда несколько, и машины могут разъехаться. Мы стараемся объяснять, что стоим у подъезда не по прихоти, а из-за служебной необходимости. Но находятся упёртые, которым нужно проехать только вперёд и никак иначе. Говорят, что они так привыкли. Если хамство перерастает в откровенное хулиганство, бригадам скорой помощи предписано избегать рукопашной, записывать номера и вызывать сотрудников полиции.
— Почему так важно пробраться к подъезду?
— Из-за носилок. Если случай экстренный, то времени терять нельзя. А с носилками по двору не побегаешь. Если больного эвакуировать из квартиры нет необходимости, мы паркуемся вдалеке. Такое часто бывает в старых дворах в центре Москвы. Иной раз микроавтобусу не протиснуться в старинную арку. Но если надо срочно добраться до подъезда, то врачи бегут на вызов, а водитель ищет альтернативный проезд во двор.
— Установленные шлагбаумы мешают проезду?
— Иногда, но эта история решается самими жильцами. При поступлении вызова диктуется номер телефона охраны, открывающей шлагбаум. Или сами жильцы отсылают им заявку на пропуск скорой помощи.
— Как бороться с хамством?
— Повышением культурного уровня водителей. К счастью, это сейчас и происходит. В подавляющем большинстве водители ведут себя более культурно. Многие даже выходят из квартир, чтобы освободить проезд для скорой помощи. Другие оставляют номера телефонов в припаркованных машинах в тесных дворах. Вырабатывается новая этика поведения автомобилистов. Прогресс здесь налицо, и важно придать ему системный характер. А вот хамов меньшинство, но встреча с ними запоминается надолго и отравляет жизнь. Поэтому лучше всем находить общий язык. Необходимо понимание того, что машину с включённым спецсигналом обязательно надо пропускать в потоке.