Примерное время чтения: 5 минут
4954

Новый год — новые цены? Как скажется «Платон» на стоимости продуктов

Ряд крупных объединений производителей продовольствия и розничной торговли направили письмо премьеру России Дмитрию Медведеву с предложением перевести недавно запущенную систему для взимания платы с большегрузных автомобилей «Платон» в тестовый режим без взыскания средств. Кроме того, авторы письма также предложили отказаться от онлайн-системы оплаты проезда. В противном случае, предупреждают отраслевики, неизбежен рост себестоимости товаров, что приведёт к резкому скачку цен на продукты в преддверии новогодних праздников.

Насколько именно вырастут цены? По мнению координатора движения «Синие ведёрки» Петра Шкуматова, пиковая величина — это 5%, но, скорее всего, реальная цифра окажется меньше: «Это легко можно посчитать. Цены на перевозки к настоящему моменту выросли с 30–40 рублей за километр до 45–50 рублей. Немало, но в конечной цене товара логистика занимает не более 8–15%. Таким образом, максимально это даст удорожание на 5%. Это тоже немало и неприятно, особенно, если учесть, что подорожание будет одномоментным. Но это не критично, тем более что 5% — это, в том числе, предпраздничные тарифы перевозчиков. Думаю, что уже в январе цены откатятся назад и подорожание составит 1–3%».

По мнению экспертов ассоциации «Дальнобойщик», рост цен по окончании «временного лага» (то есть по истечении контрактов, заключённых до запуска «Платона») также составит 5%: «По расчётам специалистов ассоциации, себестоимость, скажем, пакета молока для производителя поднимется на три рубля — с 60 до 63 рублей. И это без учёта того, что опт-розница накинет свои полтора – два рубля, перед тем как товар окажется на прилавке».

Но в будущем году цены будут расти уже не в арифметической, а в геометрической прогрессии, убеждён координатор ассоциации Валерий Войтко: «Не растёт молоко на дереве. Корова живёт на ферме. На ферму надо завезти комбикорм, сено, силос, стройматериалы какие-то. В котельную — топливо. В контору фермерского хозяйства — мебель, бумагу для принтера и так далее. Именно в силу множественности транспортных и технологических процессов производства, обусловленных географией нашей страны, рост будет идти в геометрической прогрессии. И касаться он будет абсолютно всех товаров и услуг».

Рост цен из-за системы «Платон», возможно, будет незаметен в новом году на фоне других факторов. Такого мнения придерживается вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров: «У нас ценообразование — это дело тёмное. Не раз были случаи, когда какие-то нововведения в этой сфере, скажем, внедрение тахографов-регистраторов, неожиданно поднимали стоимость транспортировки грузов. Владельцы компаний-перевозчиков сразу же начинают закладывать в цену различные риски. Поэтому, конечно, рассчитывать, что из-за «Платона» всё подорожает на копейки, чересчур оптимистично. Но, с другой стороны, сейчас в пользу подорожания говорит такое количество факторов — и курс доллара, и санкции, и так далее, что на этом фоне эффект «Платона» и правда может оказаться незначительным».

Напомним, что с 15 ноября текущего года владельцев грузовиков обязали вносить плату за проезд по федеральным дорогам России. Это объясняется тем, что основной ущерб асфальтовому полотну наносят именно тяжёлые фуры; согласно подсчётам Росавтодора — до 56% урона. Ежегодно государство тратит около триллиона рублей на ремонт дорог, но грузовики разбивают асфальта на 2,6 триллиона рублей. При таком балансе какое-либо улучшение состояния дорог невозможно. Собранные при помощи «Платона» средства напрямую направляются в Дорожный фонд, откуда перечисляются в качестве трансферов на региональные дорожные проекты. Таким образом, планируется к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние.

В первые же сутки работы «Платон» принёс бюджету 35 миллионов рублей. Однако запуск системы сопровождался массовыми сбоями: пользователями были зафиксированы случаи, когда ГЛОНАСС-навигатор системы прокладывал маршрут по несуществующим дорогам, предписывал водителям двигаться под запрещающие знаки. Кроме того, сервер системы не выдерживал перегрузок: была затруднена регистрация, что вынуждало транспортные компании отказываться от рейсов. Ведь в противном случае их ждал штраф в размере 500 тысяч рублей.

Наличие проблем в системе признала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко; по её словам, решение сразу ввести высокие штрафы за неоплату проезда — это «наша ошибка, ошибка законодателей, ошибка правительства». Четвёртого декабря Госдума приняла поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), снизившие штрафные санкции для дальнобойщиков ровно в сто раз — до 5 тысяч рублей за неоплаченный проезд.

Оцените материал
Оставить комментарий (11)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах