Примерное время чтения: 6 минут
724

«Провальные» дожди. Влияние осадков на дороги Москвы

Мария Зверева / АиФ

Проливные дожди, накрывшие столицу в сентябре этого года, сильно усложнили жизнь автомобилистам. Помимо многокилометровых пробок, большое количество выпавших осадков провоцирует и другую проблему — провалы грунта и дорожного полотна, которых в последнее время стало достаточно много, а ущерб от неожиданного появления ям становится всё существенней.

«Мосводосток» регулярно получает сообщения о подтоплениях и так же регулярно в рабочем режиме ликвидирует их последствия. По словам исполнительного директора некоммерческого партнёрства ЖКХ «Развитие» Андрея Чибиса, система ливнёвок в Москве выдерживает, ведь она одна из лучших в мире. В комментариях радио «Бизнес ФМ» он сказал, что с точки зрения погоды не видит угрозы в затоплении города.

Но на портале «Москва. Ваш город», принимающем жалобы от москвичей, имеется уже несколько обращений, связанных с провалами на дорогах. Вот самое красноречивое из них: «Я понимаю, что на данном участке (1-й Дорожный проезд — прим. ред.) дороги ведётся капитальный ремонт дорожного покрытия, я также понимаю, что в связи с погодными условиями (дожди) нет возможности уложить асфальтобетонное покрытие, но с каждым днём там вымывается грунт, и образуется всё больше ям, которые становятся очень глубокими. Прошу вас принять хоть какие-нибудь меры, чтобы присыпать данные ямы чем-нибудь, чтобы было просто возможно там проезжать, а не лавировать между огромными ямами, чтобы не вырвать себе колесо на машине или, не дай бог, не попасть в аварию».

Количество воды, обрушившееся на столицу, побило исторический максимум и спровоцировало несколько провалов на улицах города. Но ямы образовывались и раньше, и не всегда их появление связано только с погодными условиями.

Статистика происшествий

Один из крупных провалов произошёл 6 февраля: в яму на Варшавском шоссе недалеко от станции метро «Чертановская» провалилось 10 автомобилей, у которых пострадали колёса и подвеска. Примечателен тот факт, что на этом участке некоторое время назад был закончен ремонт.

Образовавшаяся яма на внутренней стороне МКАД в районе 19 км, недалеко от Братеево, 4 февраля серьёзных последствий не вызвала, но через два дня на 92 км провал глубиной 30 см привёл к повреждению 9 автомобилей. Следующий провал произошёл  7 марта — 57-й км МКАД, и просто чудо, что при его внушительных размерах (глубина 3 метра и ширина 1,5 м) никто не пострадал.

Следующие два провала, частично спровоцированные дождями, произошли 24 мая на Лесной улице (площадь около 15 кв. метров) и 29 мая на Бережковской набережной — яма на проезжей части поглотила автобус.

Летние провалы ограничились двухметровой ямой в Северном Бутово. Недавно сразу два провала образовались 11 сентября в районе Замоскворечье и на Калужской площади. Оба инцидента произошли на территории, покрытой тротуарной плиткой. И последний случай произошёл на Мичуринском проспекте в районе дома 31, где строится новая станция метро: посередине дороги неожиданно образовалась яма глубиной более метра.

Причины провалов

Некоторые причины образования провалов объяснил доцент кафедры дорожно-строительных материалов МАДИ Юрий Васильев. Согласно объяснениям специалиста, Москва стоит на крайне неоднородном грунтовом основании, в значительной степени представленном смесью техногенных и строительных отходов, а также нестабильных подстилающих грунтов. Следовательно, имеется очень много мест, где под дорожной одеждой не всегда можно определить находящиеся ниже материалы.

Помимо этого, существенную долю в нарушение однородности дорожных одежд вносят работы, проводимые различными службами по прокладке и проведению ремонтно-восстановительных работ различных инженерных коммуникаций. При этом, если при строительстве и ремонте дорог осуществляется очень серьёзный контроль над соблюдением технологии (проверки осуществляют на объекте представители подрядчика, заказчика, дорожной инспекции ОАТИ и Мосдорэкспертнадзора), то при прокладке инженерных коммуникаций столь тщательный контроль не всегда осуществляется.

Основная проблема — недостаточное уплотнение грунта, которое потом вызывает просадку. Это происходит из-за целого комплекса причин — недостаточной квалификации рабочих, несоблюдения технологии, в том числе ради экономии, нехватки времени и отсутствия ответственности за выполняемую работу. Если при строительстве и ремонте дорог подрядчик в рамках гарантийных обязательств должен переделать все выявленные недостатки за свой счёт, то на работы по прокладке инженерных коммуникаций это правило не распространяется.

В ряде случаев в ходе проведения строительных работ в городе, связанных с устройством глубоких фундаментов, нарушают движение грунтовых вод и сдвигают слои почвы. Могут наблюдаться протечки из водопроводных сетей, которые могут переувлажнить и размыть грунтовый массив под дорожным объектом, что также может сказаться на его несущей способности.

Обильные осадки иногда могут быть катализатором для вскрытия проблемы.

Можно ли предотвратить

С технической точки зрения, провалы грунта можно прогнозировать. Для этого существуют специальные геофизические приборы, в том числе георадары, которые радиолокационным способом могут оценить состояние грунта под дорожным полотном, и на основании этих показаний специалисты могут давать рекомендации. Например, прибор может определять наличие пустот под дорожной конструкцией, переувлажнения подстилающих грунтов, что приводит к её нестабильности и снижению несущей способности, и тогда в случае обнаружения чего-либо можно осуществлять превентивные профилактические меры по предотвращению просадок и провалов.

В 2007 МАДИ разработал для ЖКХиБ столицы десять передвижных дорожных лабораторий, оборудованных георадарами. Но они используются, как правило, для исследования причин уже свершившегося факта провала. Для осуществления превентивных мероприятий необходимо организовать на регулярной основе работы по мониторингу состояния грунтовых массивов под дорожными конструкциями, но это очень сложная задача.

Другой способ связан уже с предотвращением последствий некачественного ремонта. И главная задача — координация работы ведомств. Нередко можно наблюдать, как только что положенный дорожными службами асфальт вскрывается для прокладки труб или кабелей. Восстановление дороги уже происходит с нарушениями, а на полотне появляются заплатки. Причём координация должна осуществляться как на уровне планов, так и при непосредственном ремонте.

Так что имеется много факторов, способных вызвать разрушение дорожных одежд. А московским водителям можно лишь посоветовать быть аккуратнее на дорогах и ждать, когда закончатся дожди.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах