Примерное время чтения: 4 минуты
12947

Обувка не по сезону. Как ездить в гололед на летней резине?

«Пока снег не грянет, мужик не переобуется». Причинами запоздалой смены летних покрышек на зимние могут стать разные факторы: длинные очереди на шиномонтаж, грядущие потепления или простая неорганизованность владельцев транспорта. Потратить выходной день на комплексную переобувку человеку с семьей не всегда удобно. А брать в будни отгул не хочется. Поэтому многие рискуют и отправляются на скользкую дорожку в колесах не по сезону. Как же быть, если гололед застал в пути? 

Окаменеть от холода 

В холода летняя резина каменеет примерно при 3 градусах тепла. Ее сцепные свойства с асфальтом резко падают. И там, где мягкие зимние липучки способны остановить машину за 20-30 метров, летние колеса мгновенно блокируются, стрекочет АБС, и автомобиль катится, словно на коньках. 

Для сравнения, при температурах выше 7 градусов коэффициент сцепления у летней резины равен 0,5-0,7. А при температурах ниже нуля на обледенелой дороге: 0.08 — 0.15. При таких цифрах машину легко может понести в кювет. 

Причем не так важно насколько широки шины и большой ли у них радиус и пятно контакта. По закону Кулона, который многие помнят из школьного курса физики, решающее значение здесь имеет давление автомобиля на поверхность и коэффициент сцепления материала шин. 

Зимние покрышки даже стараются делать уже, чем летние, чтобы уменьшить пятно контакта и увеличить давление автомобиля на дорогу. Такие колеса будут лучше «вгрызаться» в ледяную поверхность. Все раллийные зимние шины очень узкие и утыканы длинными шипами. 

Тормози мотором 

Как же можно увеличить зацеп летних покрышек? Из школьного курса физики мы помним, что трение покоя выше трения скольжения, из-за чего катящиеся колеса всегда лучше держатся за поверхность, нежели блокированные тормозами. А на льду заблокировать их легко. Поэтому лучше тормозить двигателем и трансмиссией. Переключение передач вниз позволит создать внутри механизмов дополнительное трение, которое поможет осадить автомобиль. В этом случае на колесах уменьшится действие сил, вызывающих проскальзывание. 

Если в гололед включить вторую передачу и разгоняться на ней до 40-50 км/ч, то при отпускании газа можно увидеть, как автомобиль эффективно теряет в скорости даже на гладком льду. При этом не требуется пускать в ход тормоза. 

Подобная практика не только позволяет увеличить эффективность торможения, но и дает возможность избежать сносов. На скользких поверхностях и на летних покрышках необходимо всегда ехать под тягой, раскручивая мотор свыше 3 тысяч оборотов. 

Зацепиться железом 

«Если движение на пониженной передаче трансмиссии недостаточно эффективно, можно воспользоваться еще одним дедушкиным методом, а именно — понизить давление в покрышках, — рассказывает технический эксперт Денис Лукин. — Если поиграть с ниппелем и довести давление до 1 атмосферы, то коэффициент сцепления спущенного колеса достигнет примерно 0.10 — 0.20. Резина сминается и лучше сопротивляется проскальзыванию за счет собственной структуры. Ездить таким образом долго не рекомендуется, потому как износ шины значительно увеличивается. Однако в гололед для преодоления опасного участка все средства хороши». 

Если же непогода застала на горной дороге или на холмах с крутыми уклонами, то для карабканья по обледенелому асфальту потребуются уже цепи. Они изготавливаются практически для всех видов колес, в том числе и для легкого транспорта, и продаются в автомагазинах. После монтажа цепь создает дополнительный упор для колеса и вгрызается в податливый лед, не давая развиваться трению скольжения. Автомобиль на цепях значительно лучше движется в гололед и способен передвигаться даже по идеальному конькобежному катку на летних покрышках. Однако скорость машины не будет высокой. Ездить на цепях свыше 40 км/ч нельзя. Иначе они порвутся и повредят борта автомобиля. 

В общем, езда зимой сопряжена с неожиданностями. Локальные образования льда могут встречаться на открытых всем ветрам эстакадах или между просеками в лесопосадках. Любой поворот способен превратиться в ловушку. Поэтому перед выездом на мост и на пологих дугах виражей, где силы инерции тянут автомобиль вбок, лучше всего заранее снижать скорость. А самое правильное — это не тянуть с резиной и вовремя переходить на зимние покрышки. 

Оцените материал
Оставить комментарий (2)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах