778

Соблюдая правила, сохранишь жизнь. Что из ПДД стоит помнить пешеходам

Вопрос безопасности на дорогах в темное время суток является одним из самых важных как для водителей, так и для пешеходов. Многие дорожно-транспортные происшествия, в которых гибнут люди, можно было бы предотвратить простым способом: соблюдением Правил дорожного движения и требований к безопасности на дорогах.

С января по сентябрь этого года на российских дорогах в ночное время было зафиксировано 9 988 ДТП, которые привели к гибели 1 872 пешеходов. Несмотря на снижение этих показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,5% и 2,3% соответственно, аварии с пешеходами, которых водители не смогли вовремя заметить в темноте, сумерках или из-за погодных условий, остаются серьезной проблемой. Это почти что 40% всех происшествий на дорогах для данных категорий участников дорожного движения, хотя днем на улицах гораздо больше людей, а движение транспорта ощутимо интенсивнее. Но из-за особенностей визуального восприятия высок процент трагедий в темное время суток.

Без права на ошибку

Один из основных факторов риска возникновения ДТП — поведение пешеходов. Многие из них просто уверены в том, что они могут переходить дорогу там, где им удобно. Или что водитель в любом случае обязан пропустить, или что можно отвлечься. Причин много, но результат един. Эксперты по безопасности на дорогах выделяют ряд стандартных ошибок, которые совершают пешеходы и которые могут приводить к печальным последствиям.

— Прежде всего, пешеход не всегда понимает, что он несет не меньшую ответственность за свои поступки, чем автомобилист или мотоциклист. Безопасность дорожного движения — это совокупность факторов, и внезапное появление человека на дороге может спровоцировать серьезное ДТП, тяжесть последствий которого будет не меньше, чем при столкновении автомобилей, — отмечает заместитель начальника отдела пропаганды БДД ГУОБДД МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич. — Соблюдение Правил дорожного движения должно быть для пешеходов такой же строгой нормой, как и для водителей. Они должны осознавать, что тоже несут ответственность за происходящее и не должны подвергать себя и других риску ради сомнительной ежесекундной выгоды.

Например, одним из часто встречающихся нарушений ПДД пешеходами является переход дороги вне зоны пешеходного перехода. Люди выбегают на дорогу там, где нет условий для ее безопасного пересечения, из-за того, что не хотят пройти «лишние» 100-200 метров или торопятся, опаздывая по своим весьма важным делам. Причиной может стать и отсутствие удобных подземных и надземных переходов или наземных зон. 

На самом же деле за каждым подобным «неудобно» или «опаздываю» — огромные риски, которые в любой момент готовы стать настоящей трагедией. В конце октября в Санкт-Петербурге произошло смертельное ДТП. Автомобиль «Мерседес» насмерть сбил пешехода, который оказался на дороге вне зоны перехода. Сухие сводки звучат так: «Водитель, управляя автомобилем, совершил наезд на мужчину вне зоны пешеходного перехода». За этими цифрами — потерянная жизнь. Погибшему пешеходу было лишь 40 лет, водителю, который его сбил, — 19. Подробную картину произошедшего сможет установить следствие. И уже никто не сможет узнать, чем руководствовался и куда спешил человек, нарушивший ПДД. Но есть и вещи, понятные с первого взгляда. Жизнь в любом случае важнее, как и соблюдение правил, призванных ее сохранять.

Человек-невидимка

Порой люди даже не задумываются о том, что они просто незаметны на дороге в темное время суток. Не секрет, что осенью и зимой пешеходы предпочитают выбирать теплую и практичную одежду, а это чаще всего удобные длинные куртки и пальто темных цветов. Если добавить еще объемные шарфы, в которые все укутываются буквально с ног до головы, и темные шапки, то становится понятно, что такого человека, когда темно, не видно в принципе, да и у него самого обзор сильно ограничен. И если он при этом неожиданно выбегает на дорогу перед движущимся автомобилем, а на улице снег и на дороге лед, то с каждым из этих факторов риск смертельного ДТП возрастает в геометрической прогрессии.

Стать заметнее на дороге достаточно просто. Пешеход, одетый в темную одежду, заметен для водителя с расстояния 15-20 метров. В светлой и белой — около 50 метров. При этом тормозной путь обычного легкового автомобиля на сухом асфальте составляет около 40 метров.

Чтобы улучшить результат, добавляем световозвращающие элементы: браслеты, брелоки, значки и тому подобное. В городе, где водители в основном пользуются ближним светом фар, пешеход со световозвращающими элементам на одежде будет заметен уже с расстояния 100-150 метров. За городом, где автомашины, как правило, едут с дальним светом, — за 300-400 метров. При разрешенной скорости 90 км/ч у водителя будет порядка 20-25 секунд, чтобы принять решение и затормозить или объехать пешехода.

Стоит еще учитывать правила размещения световозвращающих элементов. Не столь важно, где они размещены, на одежде или на багаже, главное, чтобы они располагались так, чтобы быть видными водителю. Оптимальная высота крепления такого элемента — на уровне света фар, т. е. 70-100 см над поверхностью земли. Принцип работы светоотражателя довольно прост: когда свет попадает на элемент, он практически полностью возвращается обратно к источнику, которым может быть в нашем случае свет фар на автомобиле. А значит, браслет или брелок должен быть не под одеждой и не в кармане, а снаружи, с той стороны, откуда будет двигаться транспорт.

И, конечно же, один световозвращатель — это хорошо, но его может быть недостаточно. Водитель должен видеть пешехода со всех четырех сторон. Когда человек переходит дорогу с двумя направлениями движения, его должно быть видно всем водителям, что при наличии элемента лишь с одной стороны несколько затруднительно.

Тоже участник дорожного движения

Стать полноправным и культурным участником движения несколько сложнее, однако это также необходимо. Четко знать и соблюдать Правила дорожного движения значит быть в безопасности самому, а также помогать другим. И пешеходов это также касается. Многие из них почему-то забывают ту часть правил, где говорится, что переходить дорогу можно, лишь убедившись в безопасности перехода. Если есть светофор, обязательно следует дожидаться разрешающего сигнала, даже если кажется, что успеете перебежать, а стоять надо еще минуту: машина может появиться быстро. Если светофора нет, то стоит убедиться, что вас заметили и пропускают. То, что водитель обязан затормозить, не значит, что он успеет сделать это на данном расстоянии. Нельзя перебираться через заборы и ограждения, двигаться по проезжей части. Есть риск, что в темноте водитель вас может попросту не заметить.

Стоит помнить, что пешеход — тоже участник дорожного движения, как и автомобилист. А значит, он обладает не только правами, но и обязанностями, а также ответственностью за их невыполнение. В законодательстве предусмотрены штрафы и для тех, кто передвигается пешком с нарушениями. Так, например, штрафуют за отсутствие световозвращающих элементов. Пункт 4.1 Правил дорожного движения рекомендует пешеходам при движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости иметь при себе предметы со световозвращающими элементами, а также обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Вне населенных пунктов эта рекомендация превращается в требование. За несоблюдение такого предписания опасным «невидимкам» грозит штраф в 500 рублей по статье 12.29 КоАП РФ.

За наушники и неправильный переход дороги велосипедистами пока не штрафуют, но обсуждения уже идут. Ведь человек в наушниках не слышит ничего, кроме музыки, а значит, может не успеть среагировать на какие-то нештатные ситуации, а человек на велосипеде движется быстрее пешехода, что может создать аварийную ситуацию на зебре из-за его внезапного появления или помешать пешеходам переходить дорогу. 

А вот штраф для пешеходов за переход в неположенном месте существует давно. Если человек нарушил это требование и был остановлен инспектором ГИБДД, ему выпишут штраф в размере 500 рублей. Если же из-за такого действия была создана помеха для движения транспорта, то штраф может быть в два раза больше. В случае если из-за такого нарушения пешехода был нанесен средний или легкий вред здоровью человека, взыскание может увеличиться до полутора тысяч рублей.

Ну и, конечно же, следует уделять особое внимание поведению пешеходов на дорогах. Именно культурное и вежливое поведение всех участников позволяет снизить риски и значительно повлиять на уровень аварийности. Меры по данному поводу принимаются на всех уровнях: обучение в школах и учреждениях дополнительного образования, информационно-просветительские кампании, которые проводит Госавтоиснпекция, реализация национальных проектов и многое другое. Но главное — это личная ответственность и мотивация человека. Когда есть знания о последствиях, нет и желания совершать ошибки.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество