Строгие законы и развитие дорожной инфраструктуры не всегда спасают от пьяных ДТП с тяжелыми последствиями. Находятся люди, которые ведут себя вызывающе на дорогах, демонстрируют презрение к общественным нормам, в итоге их действия приводят к гибели людей. По заявлению заместителя начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД России генерал-майора полиции Александра Быкова, каждая десятая авария случается с участием нетрезвого водителя. Всего в 2020 году в России уже произошло 4,5 тыс. аварий, в которых погибли почти 1 000 человек и пострадали более 6 200. О том, как сократить количество пьяных ДТП до минимума, рассказывают известные автомобильные эксперты.
Автоэксперт Игорь Моржаретто:
В России довольно строгие законы по отношению к пьяным ДТП. Есть уже и уголовная ответственность, и высокие штрафы. Эти меры помогают делать дороги безопаснее, и количество пьяных ДТП немного снижается год от года, но водители в состоянии алкогольного опьянения все равно ездят по дорогам.
По статистике, которая справедлива для любого общества, будь оно социалистическим, капиталистическим или иным, примерно 2% людей склонны идти вразрез с общественными нормами. Одни с юности принципиально не подчиняются законам и вращаются в криминальной среде, другие же долгое время ведут законопослушный образ жизни, но случается в жизни нечто, и они впадают в протест, берут в руки оружие и устраивают переполох на улицах. Эти 2% столь же бесцеремонно ведут себя и на дорогах.
Можно бесконечно закручивать гайки, но эти 2% все равно останутся. Даже в Саудовской Аравии, где за пьяные ДТП с жертвами есть смертная казнь через отсечение головы, они тоже фиксируются. Не все водители боятся строгих законов.
Другое дело, что у нас пьяными ездят не 2%, а больше. И для снижения числа пьяных ДТП нужны дополнительные меры. Необходимо наращивать воспитательную работу с теми водителями, которые психологически не склонны к нарушениям, однако ведут себя вызывающе на дорогах, подражая общей тенденции. Важно вводить в школах специальные уроки, где разбираются вопросы безопасности и общей культуры вождения. Работа с детьми должна проходить систематически в течение многих лет подряд, и тогда вырастет новое поколение людей, умеющее уважительно относиться ко всем участникам движения.
Важно выработать в обществе отношение к пьяной езде как к преступлению. Тогда законопослушные водители не сядут за руль пьяными. Если же кто-то решится на такой противоправный поступок, то друзья обязаны его отговорить и даже не пустить силой. Все это признаки цивилизованного поведения.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), член Общественного совета ГУВД Москвы Антон Шапарин:
При получении прав медицинские проверки часто проводятся формально. Медицинская справка покупается через интернет в два клика. Надо лишь предоставить документ о том, что кандидат в водители не состоит на учете у нарколога и психиатра, а потом забрать справку у курьера.
Нужно ли говорить, что при такой схеме в стране на учете оказывается абсолютный минимум реальных алкоголиков и наркоманов?
Сейчас выявить человека, употребившего наркотики, можно исключительно в медицинском учреждении. А как их отличить за рулем? Разглядит ли инспектор правильные симптомы у водителя, чтобы отправить его на освидетельствование? Вероятность невелика.
Борьба с привилегиями и коррупцией, превращение медицинских комиссий из фикции в реальный инструмент отсева алкоголиков и наркоманов, внедрение обязательного посещения психолога лицами, которые попались в состоянии опьянения за рулем, масштабная социальная реклама и настоящая пропаганда высокой культуры вождения — это тот путь, по которому нужно идти. Но, к сожалению, пропаганда сейчас сводится лишь к плакатам в подразделениях полиции, а в Госдуме снова говорят о повышении ответственности для водителей.
Координатор «Общества Синих ведерок» Петр Шкуматов:
За пьяными водителями необходим контроль. Порой человек садится за руль в состоянии алкогольного опьянения, считая, что его просто не поймают. Ведь камеры пьяных от трезвых не отличают. А ловить их надо. Но как это сделать, когда сотрудников ГИБДД сокращают? Их число и так сделали рекордно низким. Поэтому проверки на дорогах на состояние алкогольного опьянения проводятся редко. И неудивительно, что люди в таком состоянии не боятся садиться за руль и привыкают ездить после бутылки-другой пива или даже после обильных возлияний. Поэтому для борьбы с пьянством нужно, чтобы инспекторы ГИБДД работали непосредственно на дорогах.