Покупка автомобиля с рук на вторичном рынке — всегда большая лотерея. Может попасться юридически чистый вариант, принадлежавший одному владельцу и эксплуатировавшийся только для поездок на дачу. Однако чаще всего попадаются проблемные машины, которые хоть и не имеют вороха юридических и криминальных историй, несут на себе ряд других обременений, способных обернуться запретом эксплуатации. Машину просто не поставят на учет в ГИБДД. Какие же факторы влияют на регистрационные действия?
Неполный пакет документов
Нередко покупатели забывают подготовить все документы, из-за чего при разговоре с сотрудником отделения регистрации возникают неприятные неожиданности. Автовладельцу возвращают документы обратно, и приходится записываться в ГИБДД заново. Поэтому перед визитом в инспекцию лучше проверить все документы и не забыть уплатить необходимые пошлины.
Для регистрации автомобиля нужно иметь на руках шесть обязательных документов, а именно договор купли-продажи, паспорт транспортного средства (ПТС), полис ОСАГО, личный паспорт, свидетельство о старой регистрации (СТС), когда машина покупается на вторичном рынке, квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины за регистрацию.
При составлении документов важно проверить паспортные данные участников сделки, а также достоверность написанных номеров и прочей информации. Нельзя забывать и о подписях. В некоторых документах они требуются на нескольких листах, и при оформлении договора стороны в суматохе обычно забывают проставить их все. Отсутствие подписей — это повод не только для отказа в регистрации, но и для расторжения сделки в суде.
Ограничения банков и ГИБДД
Ограничения ГИБДД на регистрационные действия встречаются часто. Они устанавливаются, если прежний владелец систематически нарушал Правила дорожного движения и не оплачивал штрафы. Кроме того, проблемы возникают из-за числящихся за человеком долгов, в том числе алиментов и кредитов. Новый владелец не сможет поставить машину на учет, пока старый собственник не решит эти проблемы. Проверить машину на ограничения можно на сайте ГИБДД.
Многие владельцы порой не подозревают, что на машину было наложено ограничение, так как иногда решения судебных приставов или судов вносятся в электронные базы с запозданием. Самым опасным является банковское обременение на продажу, которое касается автомобилей, проданных в кредит. Через несколько месяцев после прекращения внесения ежемесячных платежей банк обращается в суд, который расторгает сделку, и регистрация аннулируется.
Утилизация
Иногда при обращении в регистрационный отдел ГИБДД вдруг оказывается, что купленной машины юридически не существует, она числится как утилизированная. Прежний владелец снял ее с учета, получил сертификат и использовал его для оплаты покупки новой машины по государственной программе. Раньше процедура эта была несложной и требовала лишь при оформлении сделать пометку в заявлении о том, что автомобилист сам сдаст транспортное средство на переработку. Частично такие машины разбираются, но некоторые продаются недорого другим владельцам.
В 2020 году подобная практика была пресечена, теперь снять автомобиль с учета для утилизации можно только после предъявления соответствующей справки.
Перебитый VIN и криминальный автомобиль
Практически нерешаемые проблемы при регистрации могут возникнуть на площадке осмотра ГИБДД. Иногда попадаются автомобили, числящиеся в угоне или с измененными, перебитыми номерами кузова или двигателя. Если сотрудник ГИБДД заподозрит изменения в каких-то из цифр штампа, то он потребует экспертизы. Это может быть старый автомобиль-двойник или угнанная машина под уже имеющиеся документы. Причем иногда даже прежний владелец не знает о криминальном прошлом транспортного средства.
При обнаружении перебитых номеров автомобиль оказывается под юрисдикцией уголовного розыска, сделка не регистрируется, а новый владелец должен хранить его до окончания расследования.
Изменения в конструкции
Большие трудности для регистрации могут представлять некачественный ремонт силовой структуры кузова или внесенные в конструкцию машины изменения. Разнообразные фаркопы, багажники на крышу, лебедки, проставки в подвеску, нестандартные пружины и прочие навесные элементы должны иметь сертификат производителя и разрешения ГИБДД.
Иногда во время восстановления после аварии мастера нарушают целостность силовой структуры кузова, отпиливают помятые лонжероны и приваривают другие, меняют часть металлических деталей, а в некоторых случаях даже собирают кузов из разных частей.
Часто подобному ремонту подвергаются так называемые «тотальные» машины, побывавшие в авариях и признанные страховыми компаниями невосстановимыми. Их продают на запчасти на аукционах. Эти разбитые транспортные средства выкупают мастерские, которые вытягивают кузовные панели, восстанавливают технику и далее отправляют автомобиль на вторичный рынок.
Иногда неквалифицированные мастера даже выпиливают части кузова с номерами и приваривают обратно или на другой кузов. Такой ремонт незаконен и не получает одобрения в Госавтоинспекции.