Примерное время чтения: 4 минуты
17321

Всё не как у людей. Почему в России так популярны кроссоверы и седаны

Сюжет Экономика автомобиля

Бытие определяет сознание. Такой вывод напрашивается после изучения покупательских предпочтений в различных частях света. В Европе лидируют хэтчбеки с крошечными пятидверными кузовами, а в США за такую же цену продают железные бортовые «дредноуты». Самой популярной моделью в Америке является пикап Ford F-серии, а в России в чести компактные седаны и кроссоверы. Постараемся разобраться, почему так выходит.

Седан вверху

Как заметил директор по маркетингу «Nissan-Россия» Владимир Дмитриев, для разработки стратегий по продвижению необходимо учитывать предпочтения представителей разных культур. Одинаковые машины нельзя продавать по похожим схемам на Кубани и в Калифорнии. Нужны отсылки к каким-то устоявшимся стереотипам.

Действительно, если за одну и ту же цену компания выводит на рынок два типа кузова, седан неизменно вырвется вперёд. Интересен пример Hyundai Solarisили Mazda 3. Несмотря на кажущуюся практичность хэтчбека, седан кладёт его на лопатки. Не помогают увещевания ни о большой погрузочной платформе при сложенных спинках, ни о малых габаритах машины, помогающих при парковке. Компания Hyundai, не желая терять прибыль, даже убрала хэтчбек из производственного плана на заводе под Санкт-Петербургом, освободив место для кроссовера Creta.

Если посмотреть на структуру отечественного рынка, то можно усмотреть стабильную картину. В верхних строчках выстроились компактные седаны выдуманного специально для России класса С1. Это KIA Rio (продано в апреле 8942 штук), LADA Granta (8419 штук), Hyundai Solaris (6792 штуки), LADA Vesta (6205 штук). На 5 месте показался новый кроссовер Hyundai Creta (4583 автомобилей). На 6 месте — Volkswagen Polo (4068 штук). Дальше во второй «пятёрке» — только кроссоверы: Renault Duster (3829 штук), LADA XRAY (3087 штук), Chevrolet Niva (2921 машина), Renault Kaptur (2649 авто). В десятке сильнейших — ни одного хэтчбека.

«Хэтчбеки не интересуют россиян по причине отсутствия ассоциативной связи с высоким положением в обществе», — замечает эксперт в области автомобильного маркетинга Алексей Кожухов. Нередко они воспринимаются как половина от автомобиля. А машины должно быть много. Мерилом успеха в России долгое время оставалась «Волга» в кузове седан. Она же была и символом власти. Эта машина до сих пор вызывает уважение на дорогах. В то время как хэтчбеки с момента появления в России производились запорожским заводом, комплектовались малолитражными моторами воздушного охлаждения и вызывали иной комплекс эмоций. Люди помнят золотые годы СССР и проецируют устоявшиеся в прошлом стереотипы на современную действительность.

Машины должно быть много

В Европе складывается иная ситуация. Там уже полвека ценятся компактные кузова. Хэтчбеки без длинного багажника и с тесным салоном способны проползать через средневековые улицы и столь же хорошо чувствуют себя на немецких автострадах. Принцип предельной практичности в условиях дефицита парковок занял главенствующее положение и постепенно повлиял на вытеснение более «красивых» седанов с рынка. Первое место по продажам в Европе занимает Volkswagen Golf. В прошлом году в Европе его купили 492 952 человек.

Однако кое в чём европейцы схожи с россиянами, а именно — в любви к кроссоверам. Родоначальник компактных SUV — Nissan Qashqai — в первое время из-за тонкостей европейского маркетинга даже позиционировался как хэтчбек с высоким клиренсом. Однако вскоре приобрёл такую популярность, что сформировал свой класс компактных SUV и вызвал шквал подражаний. Покупателям нравились компактные размеры и преимущества по проходимости. Они позволяют пробираться через грязь в распутицу или сквозь снежные заносы зимой.

На американском рынке царствуют иные условия. Там много дорог и большие пространства. А также колоссальное количество степей и прерий, где можно ездить и без дорог. Поэтому по продажам лидируют пикапы. Иметь загородный дом и не купить автомобиль с большим железным кузовом считается странным. За его бортами обычно возят домашний скарб, мебель, генераторы, газонокосилки и прочие элементы успеха. Первое место занимает Ford F-серии. Только по итогам прошлого года эту модель купили 820 799 американцев. За ним с большим отрывом идёт Chevrolet Silverado (574 876 машин), а третье место занимает рамный пикап Dodge Ram (продано 489 418 авто).

Жители американских городов пикапы не ценят и радуют себя длинными седанами, как во времена американского барокко. Это в основном автомобили D-класса, такие, как Toyota Camry, которых в США продано в прошлом году 388 618 штук.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах