1184

ГЛОНАСС большой дороги. Машина сможет сама оформить ДТП и вызвать техпомощь

За минувшие пять лет спутниковая навигация стала неотъемлемой частью автомобиля. Без навигационных систем невозможно представить бортовые мультимедийные устройства и даже мобильные гаджеты. Сейчас набор GPS-сервисов существенно усложняется. После внедрения кнопок тревожной сигнализации и запуска оперативных служб контроля за безопасностью некоторыми производителями, такими, как Volvo, решено систематизировать SOS-функционал и придать ему государственное регулирование. На рынок вышла российская система ЭРА-ГЛОНАСС, которая должна превратиться в основного конкурента американской GPS. 

Массовое внедрение ГЛОНАСС на транспорте произошло с началом этого года. Все новые модели в обязательном порядке оборудуются блоками навигационного контроля и тревожной SOS-кнопкой. Исключение составляет техника, сертифицированная ранее 2016 года. Пока она выпускается без спутникового оборудования, но с 2019 года сроки действия сертификатов истекут и производителей обяжут переоборудовать модели автомобилей под новые требования технического регламента. 

Главное предназначение ЭРА-ГЛОНАСС — это автоматический вызов служб безопасности во время ДТП. Блок спутниковой навигации отслеживает месторасположение автомобиля, а встроенная SIM-карта позволит связаться с региональным колл-центром. Но чем шире круг внедряемых устройств, тем ярче вырисовывается проблема функционирования этой глобальной сети. 

Если спутники могут работать бесплатно, то специалисты колл-центров должны получать зарплату. И для поддержки работоспособности новой системы связи требуется как минимум 300 рублей в месяц с каждого автомобиля. А этого невозможно добиться без коммерческого использования. А значит, автомобилисты вскоре столкнутся с дополнительными тратами. Получим ли мы дополнительные поборы? Или обязательная ГЛОНАСС обернется некоторой пользой? 

Сергей Асланян.

Клубная жизнь 

Как рассказал генеральный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев, зимой следующего года можно готовиться к встрече так называемого «Автоматизированого Европротокола», а к лету 2018 года подоспеет «Консьерж-сервис». Обе услуги эксплуатируют уже функционирующие каналы связи ЭРА-ГЛОНАСС и являются логическим расширением их возможностей. Кроме того, к работе в новой информационной системе приглашаются все придорожные сервисы, в том числе и клубы взаимопомощи на дорогах. 

Обычно в Европе услуги автомобилистам концентрируются на основе общественных некоммерческих клубов. В Германии крупнейшей стала организация ADAC (Allgemeiner Deutscher Automobil-Club), основанная более 100 лет назад и насчитывающая около 15 млн членов. Её главный конкурент — британский клуб АА (Automobile Association), в который записано примерно 13 млн человек. Функционирование клуба строится на ежегодных членских взносах. Небольшой платеж в размере 200-250 евро позволяет пользоваться информационными материалами, а также надеяться на бесплатную техническую помощь. У ADAC в распоряжении 380 технических станций. После звонка оператору в течение часа к сломавшемуся автомобилю подкатит техничка, привезет нехитрое оборудование для ремонта шин или захватит лишнюю канистру бензина. 

В России ввиду особенностей автомобилизации клубы находятся в зачаточном состоянии. 

С помощью АО «ГЛОНАСС», возможно, удастся значительно продвинуть дело. Компания «Хендэ Мотор СНГ» совместно с АО «ГЛОНАСС» представила проект «Помощь на дороге», сервис-провайдером которого является Российское Автомобильное Товарищество (РАТ). При покупке автомобиля каждый владелец получит бесплатный сертификат членства. В проекте участвуют все новые автомобили двух бренов (Hyundai и Genesis), которые приобретены с 13 октября 2017 года. 

«ЭРА-ГЛОНАСС станет единой доверенной средой передачи данных для таких совместных проектов, как мониторинг и удаленная диагностика транспорта, оценка модели вождения автомобиля, прозрачное подключение автовладельцев к службам интернета вещей (IoT), мобильный консьерж-сервис и других интеллектуальных транспортных решений», — заявил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля

Работа системы будет осуществляться следующим образом. Встроенные в автомобили блоки начнут отслеживать перемещения машин и выстреливать через каналы информации телеметрию их движения сервис-провайдеру РАТ. 

В случае непредвиденных ситуаций владельцам предложат техническую помощь. К примеру, если автомобиль находится на стоянке в аэропорту, а владелец в другом городе готовится к перелету домой, то он может связаться с клубом и заказать прогрев авто к своему возвращению. Операторы смогут покопаться в вашей машине и дистанционно запустить ее мотор. 

Придорожный сервис клуба включает экстренную эвакуацию, замену или ремонт колеса, механическое вскрытие дверей, отключение сигнализации и даже подвоз топлива. «На дороге водителю достаточно нажать на кнопку SOS, и уже через несколько секунд оператор поинтересуется, что произошло», — отметил генеральный директор РАТ Данил Бадреев. Помощь поспевает примерно в течение двух часов по Москве и области. 

От машины в автоматическом режиме исходит информация о месторасположении и телеметрия. От операторов потребуется лишь расшифровать их, чтобы получить детальную картину поездки. 

Подобная информация пригодится не только для Российского Автомобильного Товарищества. К новым каналам связи на дороге должны подключиться страховщики. 

«Консьерж-сервис» и «черный ящик» 

Как утверждается, спутниковая система слежения позволит исключить мошенничество на дорогах. «Консьерж-сервис» будет внедряться крупными страховыми компаниями уже зимой следующего года. Блоки ГЛОНАСС превратятся в некий аналог «черного ящика». Прибор будет запоминать путь автомобиля, его скорость, а также ускорение и их характер. При возникновении ДТП эта информация записывается в память устройства и выстреливается по мобильному каналу операторам страховщиков. 

В идеале ДТП должно оформляться автоматически по европротоколу по нажатию одной кнопки на потолке в салоне автомобиля. Не потребуется даже присутствие сотрудников ГИБДД. Страховщики увидят всю картину происшествия дистанционно на экранах компьютеров. 

Звучит красиво, но есть у «Консьерж-сервиса» и спорные моменты. Операторы страховых компаний будут получать информацию с «черных ящиков» не только в момент аварии, а в режиме реального времени в течение всего срока действия полиса. Если владелец часто нарушает правила, ведет себя на дороге вызывающе и превышает скорость, то страховщики не смогут избежать соблазна изменить стоимость страховки для подобных категорий граждан. 

Кроме того, как только заработают центры оперативного контроля, то информация о нарушениях сможет уходить в ГИБДД для оформления штрафов. К примеру, разогнался водитель в пределах заброшенной деревни в Вологодской области до 82 км/ч, а дома у него уже будет штраф. Кроме того, велика вероятность возникновения хакерских атак против автомобилей, блокирования их и дистанционного нарушения работы. А по итогам — предложение перечислить на счет хакеров кругленькую сумму для разблокировки машины. И эти риски тоже представляют беспокойство у участников внедрения услуг на базе модулей ЭРА-ГЛОНАСС. 

Но все эксперты отмечают, что развитие информационных систем для автомобилистов все же благо. Уже в скором будущем на массовых автомобилях будет введена система дистанционной диагностики. На любой смартфон можно будет скачать программу, которая через выделенные каналы свяжется с автомобилем и покажет всю информацию о его состоянии. Такая услуга впервые была введена в Volvo и сейчас доступна для премиальных марок. Владелец автомобиля сможет дистанционно завести машину, прогреть ее, открыть или закрыть двери и отследить местоположение на карте. В общем, автомобилистов в течение ближайших трех лет ждет много интересного. 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество