Примерное время чтения: 5 минут
5430

Чип не спешит на помощь. Почему возник дефицит машин и когда это закончится

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. Роли, сыгранные Леонидом Куравлёвым, актуальны и в наши дни 02/02/2022
Купить новую машину в 2021 году было невозможно — в салонах они отсутствовали.
Купить новую машину в 2021 году было невозможно — в салонах они отсутствовали. Shutterstock.com

Автомобильный рынок ушёл в пике: весь 2021 год купить новую машину было невозможно — в салонах их нет, редкие экземпляры продаются с огромными наценками, к ценам на вторичке не подступиться. изменится ли ситуация?

На вес золота

Главная причина автомобильного дефицита — недостаток микрочипов. «Сегодня автомобили становятся всё более технологичными, — объясняет автомобильный эксперт Азат Тимерханов. — И чем дороже машина, тем больше в ней „умной начинки“. От микрочипов зависят не только мультимедийные системы, но и системы безопасности автомобиля».

Речь не только о премиальных марках, полупроводники применяются везде. Например, в Lada Granta. По словам Тимерханова, за последние два года из-за кризиса микрочипов АвтоВАЗ несколько раз останавливал производство этой модели — и она перестала быть лидером российского рынка. «Сейчас некоторые автоконцерны стали упрощать свои машины, но обойтись совсем без микрочипов в автопроме невозможно», — подчёркивает он.

Куда же делись заветные чипы? Их производители не смогли верно предсказать развитие рынка на фоне пандемии: из-за ковида люди стали больше работать дома, а значит, спрос на компьютеры и ноутбуки, где активно применяются микрочипы, возрос. При этом падения спроса на автомобили, которое многие предсказывали в результате пандемии, тоже не случилось.

Кроме того, перебои в поставках полупроводников были вызваны торговым противостоянием Вашингтона и Пекина ещё в 2020 г. Америка ввела санкции против крупнейшего китайского производителя микрочипов.

Есть и другие причины возникшего дефицита машин. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» корреспонденту «АиФ» объяснили, что помимо нехватки микрочипов на ситуацию влияют проблемы с магнием и алюминием, а также плохая логистика в автомобильной отрасли. «Дилеры и производители стремятся удовлетворить заказы клиентов по максимуму, но спрос превышает предложение, поэтому приходится ожидать автомобили от двух месяцев до года. Это не только российская проблема, в других странах также идёт вынужденное снижение производства», — говорит представитель ассоциации Вера Павлова.

Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения

Вставляя цены в колёса

За последние 7 лет средняя цена нового автомобиля в России выросла более чем в 2 раза. В конце 2021 г. она составила 2,07 млн руб. Эксперты уверены, что дефицит машин сохранится по меньшей мере до середины 2023 г., а значит, цены будут только увеличиваться.

Покупка автомобилей у дилеров обходится ещё на 35—40%(!) дороже запланированной суммы. Салоны продают машины только с дополнительным оборудованием и всевозможными прибамбасами. Если не хочешь доплатить за коврики с подогревом, дорогую тонировку и модную решётку радиатора — не покупай, придёт другой клиент. По оценке автомобильного эксперта Петра Баканова, чтобы приобрести бюджетный автомобиль, сегодня придётся переплатить 300–400 тыс. руб. от его базовой стоимости. Если говорить о кроссоверах — от 500 тыс. и выше, о машинах бизнес-класса — более миллиона рублей. «Например, я прихожу в салоны и вижу ценники на обычную Lada Vesta от 1 млн 400 тыс. до 1 млн 700 тыс. руб., хотя рекомендуемая цена на неё 1 млн 230 тыс. в самой топовой комплектации. Или „УАЗ Патриот“. Его рекомендуемая цена — 1 млн 640 тыс., а в автосалоне он будет стоить от 1 млн 800 тыс. до 2 млн», — приводит цифры Баканов.

Из-за повышенного спроса скакнула стоимость и у автомобилей с пробегом — в январе текущего года средний ценник по России впервые перевалил за миллион рублей.

Возьмём, например, одну из самых распространённых моделей на рынке б/у — Volkswagen Polo. «Есть предложения приобрести этот автомобиль 2018 г. выпуска за 1 млн 260 тыс., — говорит Баканов. — В 2018 г. он стоил в лучшем случае 1 млн руб. Получается, он не просто восстановил свою изначальную стоимость, но ещё и подорожал».

Другая беда — качество б/у автомобилей. Практически все хорошие подержанные машины были моментально скуплены, когда цены на рынке стремительно поползли вверх. «Сейчас продаётся много битых автомобилей и машин со скрученным пробегом. Поэтому если вы всё-таки решили купить подержанный, следует быть максимально осторожным», — советует он.

Эксперты сходятся во мнении, что вместо покупки нового автомобиля сейчас намного правильнее заняться ремонтом существующего, пусть и старенького: экономически это куда более целесообразно.

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах