Особая система автомобильных номеров сложилась у нас ещё в советское время и после распада СССР никуда не делась. С переходом на новый формат знаков с цифровым обозначением субъектов практически каждый госорган получил «своё» буквенное сочетание. К примеру, за Федеральной службой охраны закрепили знаменитое «ЕКХ». Смекалистый народ быстро расшифровал эту замысловатую комбинацию — «еду как хочу». А у привилегированных правительственных автомобилей даже не было региона — только флаг и тройное «А» с цифрами. Приводить все остальные нет смысла. Для этого пришлось бы издать отдельную брошюру.
Но большинство знаков давно потеряли былое значение. Сейчас это не более чем попытка заявить о себе на дороге и привлечь внимание. Те же знаменитые «три Аннушки» — некогда запретные для простого обывателя номера ААА — несколько лет назад демонстративно раздавали всем подряд. Получили «счастливый» номер и владельцы «жигулей». Вот только со временем красивые знаки всё равно оказывались на премиальных и роскошных автомобилях. Ничего противозаконного. В 2013 году новые правила регистрации машин позволили покупать их вместе с номерами. На сайтах с объявлениями тут же появилось много ржавой рухляди по заоблачным ценам. Причина — красивый госномер, который перейдёт следующему владельцу. Тот, в свою очередь, после сделки «перекидывает» знаки на более статусную машину. Помешанные на «блатных» номерах автолюбители готовы тратить кучу времени и денег, чтобы достать какие-нибудь «три семёрки». Но ни о чём, кроме глубины кошелька водителя, они не говорят. В том числе сотрудникам ГИБДД.
В Великобритании достаточно заплатить 80 фунтов стерлингов и зарезервировать за собой любое сочетание цифр и букв. Большинство красивых обозначений, разумеется, давно занято. Поэтому местное Агентство регистрации автомобилей и водителей (DVLA) периодически устраивает аукционы, на которых любой желающий может выставить на продажу свой номер. Например, Роману Абрамовичу знак VIP-1 достался за полмиллиона долларов.
Похожим образом поступают с регистрацией машин в США. Никаких обязательных букв и цифр на номере — придумывай всё, что захочешь. Но, например, в Калифорнии для начала надо определиться с образцом для знака. От этого зависит размер пошлины и организация, которой перечислят деньги. Так, если выбрать детский рисунок в качестве фона, 50 долларов пойдёт на защиту детей. А вот с символами — полное раздолье. Особенную фантазию проявляют эмигранты из России. Наши соотечественники в Америке любят составлять русские слова с помощью латинских букв: MAKAKA, MYRKA, CTEPBA, B HATYPE и другие.
Любопытную систему продажи номеров придумали в Швейцарии. Здесь действует принцип «меньше цифр — выше цена». Правда, первые две буквы обязательно должны означать кантон. Самый дорогой знак продали власти Санкт-Галлена за 124 000 евро. Номер SG-1 оказался, кто бы сомневался, у владельца «Феррари». Интересно, что один знак можно зарегистрировать на несколько машин. Если это ретро-автомобили, то аж на 99. Единственное условие — машины не могут находиться на дороге одновременно.
Но никто в мире не сможет переплюнуть арабов в стремлении показать свой статус на дороге. На аукционах в ОАЭ местные богачи регулярно расстаются с миллионами ради красивого номера. В 2013 году бизнесмен Саид Абдул Гафур Кхури выложил 14,3 миллиона долларов за табличку с символом «1». На данный момент это самый дорогой автомобильный номер в мире.