Примерное время чтения: 6 минут
2844

Аварийная распродажа. Списанные автобусы выйдут на новые маршруты

Казанский муниципальный автобусный парк выставил на продажу 80 списанных автобусов. Городские автобусы различного класса и вместительности, используемые в Казани, покрашены в красный цвет,  их называют краснобусами. Летом 2007 года в целях обновления парка муниципалитет приобрёл несколько новых пассажирских транспортных средств китайского и корейского производства. Среди них было 15 автобусов средней вместимости Golden Dragon - 6102, цена которых составляла около 2 млн рублей за каждый. Позже к ним прибавилось ещё 136 корейских Hyundai County.

Аварийное прошлое

Эти краснобусы не пользовались популярностью, потому что стали участниками нескольких ДТП. Так, в сентябре 2011 года китайский Higer сбил мужчину, а месяцем ранее Hyundai County совершил наезд на 4 человек, двое из которых скончались. Уже в 2008 году, когда автобусы были ещё новые, на них жаловались и пассажиры, и водители. После их появления в Казани резко возросло количество падений пассажиров в салоне, в сводках практически каждый день фигурируют такие происшествия. Транспортники объясняли это особенностям тормозной системы – у автобусов китайского производства очень резкое торможение. Один из водителей Higer Армен Малоян, так прокомментировал свой опыт эксплуатации: «самое первое, с чем пришлось столкнуться – «замерзает воздух», то есть ресивер и воздушные патрубки, на которых держится работа тормозной системы, сцепления, дверей. Но не от морозов, а от перепада температур. Изнутри и снаружи все покрывается инеем и не работает. Пробовали греть – трубки пластиковые, плавятся. Педаль сцепления сама по себе очень тугая, в конце смены на левой ноге жилы надуваются. Домой приходишь – она дрожит от усталости. Тормоза тоже непонятно как сделаны. Постоянно горят колодки. Хоть летом, хоть зимой. Да и тормозить приходится по-особому: слабо надавишь на педаль – никакого эффекта, чуть придавишь – автобус встает как вкопанный, пассажиры ругаются».

Плановая замена

Сегодня Комитету по транспорту Казани поручено разработать план-график замены автобусов средней вместимости. Мэр города Ильсур Метшин так прокомметрировал ситуацию: «К сожалению, 5 лет назад завод «КАМАЗ» производил всего 300 автобусов в год, а нам необходимо было заменить более 1000 единиц подвижного состава, поэтому перевозчики предложили закупить китайские машины. «Китайцы» сделали свое дело, и сегодня мы вновь обновляем автобусы, при этом сотрудничаем уже с нашим родным производителем», – подчеркнул глава Казани. Он поинтересовался у перевозчиков, куда они направляют списанные, но находящиеся в рабочем состоянии, машины. Представители автотранспортных предприятий ответили, что их закупают Пермь, Челябинск, Ульяновск, Киров, Ижевск и другие города. Они так же, как и Казань, начали переход с маленьких «Газелек» на автобусы средней и большой вместимости.

Автобусы разошлись по регионам

Наши региональные коллеги обратились к местным органам власти за комментариями, по поводу покупки пятилетних краснобусов. Аиф.Ульяновск получил ответ от Министра промышленности и транспорта области Андрея Тюрина: «Впервые слышу, что казанцы продают свои б/у автобусы. Возможно, речь идет о частниках, они хотели купить? Но правительство Ульяновской области не рассматривало такую возможность точно. Был разговор в Минтрансе, что возможно после олимпиады в Сочи можно было бы взять б/у автобусы, но он сейчас снят. Если будем его рассматривать, то в 2013 году». А губернатор Ульяновской области Сергей Морозов, в своём твиттере написал, что «на бюджетные деньги б/у транспорт не закупается». Информацию о покупке краснобусов муниципалитетами отвергли Волгоград, Иркутск, Кубань, Красноярск, Чита.

И тут возникает вопрос – к кому попадают эти автобусы. Скорее всего, это частные лица и компании, осуществляющие пассажирские перевозки. И, естественно, они приобретают списанный транспорт для работы – то есть для перевозки людей. Становится совершенно не понятно как обезопасить себя от попадания на или под такой автобус. Единственный закон, который хоть как-то упоминает техническое состояние транспортного средства это Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения». В нём оговаривается, что перевозки могут осуществлять только сертифицированные транспортные средства. Также существует ряд ГОСТов с требованиями, предъявляемыми к пассажирским автобусам, но они выполняются на стадии производства и ремонта в официальных сервисах.

Старая техника на новых маршрутах

По комментарию одного из испытателей, проводящих сертификацию транспортных средств в России, и корейские и китайские автобусы вполне соответствуют нормам. Более того, многие их агрегаты и комплектующие имеют европейское происхождение. Но во время сертификационных испытаний нет возможности проверки ресурсоспособности транспорта. И то, как себя проявят машины после нескольких десятков тысяч километров предсказать трудно. Безусловно, качество каждого конкретного автобуса буквально зависит от «настроения» человека, который её делал: практически у любого производителя есть «неудачные» образцы.

 

Автор фото</span></a><a class= Двигатель Golden Dragon 6102 2007 года выпуска" height="392" src="/pictures/201210/IMG_0686.JPG" width="520" /> Автор фото Двигатель Golden Dragon 6102 2007 года выпуска. Фото: МУП ПАТП-2

 

Пункт 2 статья 16 ФЗ-196 гласит, что «Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства». Следить за выполнением этого требования должны представители органов технического надзора. Также пассажирские автобусы должны два раза в год проходить техосмотр. Но нынешние схемы проведения техосмотра, позволяют получить талон иногда даже без наличия транспортного средства, не говоря уж от подтасовке нужных показателей. А инспекторы не могут ежедневно проверять тысячи автобусов по всей стране.

Исправное состояние можно трактовать по-разному. Если вернуться к несчастным краснобусам, то водители сообщали о неадекватной работе тормозных систем, и всё равно выходили в рейсы. У частников ещё более жёсткая ситуация. Единственное – законами чётко прописаны требования, которым должны соответствовать водители пассажирского транспорта, и они обычно соблюдаются. Ещё один тонкий момент – это выбор поставщика. К сожалению, у нас веками складывается ситуация, когда приоритетными являются не показатели надёжности и качества, а некоторые субъективные факторы. Часто восточных партнёров такая ситуация устраивает. Тот же самый испытатель, пожелавший остаться неизвестным, так объяснил появление некачественных автобусов китайского производства. «То, на чём будут ездить пассажиры, определяет заказчик. Если ему нужно сделать подешевле, то он и получает подобный продукт».

Скорее всего в ближайшее время между населенными пунктами будут курсировать перекрашенные краснобусы. Надеемся, что их новых владельцев не устроит работа тормозных систем и они из исправят.

А с закупками старой техники для муниципального транспорта, можно бороться. Удачный опыт запрета покупки списанных трамваев имеют ульяновцы. По итогам публикации в АиФ региональное УФАС сделало вывод, что администрация города собирается дать поставщикам льготы и нарушить Закон «О защите конкуренции». В итоге мэрию обязали провести торги, и от покупки она отказалась.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах