Примерное время чтения: 5 минут
288

Авария? Не страшно! Какой должна быть «начинка» у безопасного автомобиля

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45. Какие рубли печатает фабрика Гознак? 05/11/2008

О том, как электроника помогает избегать аварий, мы писали в «АиФ» № 42 («Тормоза придумали трусы»)

Конструкция кузова

В современных машинах кузов разделяют на три главные зоны. Центральная часть - максимально жёсткая - образует вокруг пассажирской кабины свое-образную «клетку» безопасности. Она должна выдержать удар и сохранить жизненно важное пространство салона. Зоны капота и багажника делают, напротив, более мягкими. Сминаясь при столкновении, они «размазывают» удар, снижают перегрузки и рассеивают энергию движущегося авто.

Деформация передней или задней части машины происходит по заранее рассчитанному сценарию: силовые элементы должны смяться без резких заломов, снижающих их энергопоглощающие свойства, и при том не загнуться внутрь салона.

Педали и рулевая колонка могут серьёзно травмировать водителя. Чтобы этого не произошло, рулевой вал в случае необходимости с помощью специальной муфты автоматически отсоединяется от механизма и остаётся неподвижным относительно передней панели. Безопасность ступней обеспечивает конструкция педального узла, который легко сминается, не зажимая ноги водителя. На некоторых автомобилях при аварии он смещается вверх, снижая вероятность травм.

Мотор оказывается в зоне риска - передней деформируемой области кузова. Для того чтобы он не «влетел» в салон, при ударе его опоры «подламываются», заставляя силовой агрегат сместиться под пол кабины.

Кресла

Автомобильное кресло - конструкция более сложная, чем кажется на первый взгляд. Оно должно выдерживать нагрузки, действующие на пассажира во время столкновения, и смягчать рывки при отскоке авто от препятствия. В схеме нижней подушки предусмотрена специальная поперечина, исключающая «подныривание» пассажира под поясную лямку ремня. Подголовники служат для защиты шеи при ударе в заднюю часть авто и обратном отскоке. Нередко современные машины оснащают «активными» подголовниками, которые при аварии смещаются вперёд и вверх, приближаясь к голове водителя, - это снижает вероятность травм шейного отдела позвоночника.

Подушки

Подушки - это нейлоновые купола специальной формы. Пока система не активирована, они хранятся сложенными в ступице рулевого колеса, нише передней панели, спинках кресел и т. д. В качестве источника газа для их надува используется специальное вещество (кристаллический азид натрия NaN3), спрессованное в таблетку. В момент столкновения блок управления поджигает пиротехнические патроны, которые нагревают таблетку, и газообразный азот наполняет купол подушки. Высокая скорость химической реакции позволяет раскрыть подушку и создать в ней рабочее давление за 0,02-0,05 сек., при этом скорость раскрытия купола превышает 300 км/ч.

После срабатывания системы купола начинают сбрасывать давление, чтобы не заблокировать пассажиров в салоне. Все элементы машины, скрывающие внутри себя подушки безопасности, маркируются надписью SRS (Supplementary Restraint System) или AirBag. Важно ничего не устанавливать в этих частях салона - при срабатывании системы объекты будут с большой силой отброшены в сторону пассажиров. Особенно это касается детских кресел: если вы хотите установить люльку на переднем сиденье, обязательно отключите пассажирскую подушку безопасности.

Ремни

Мало «остановить» машину, нужно ещё «затормозить» пассажиров. После столкновения они продолжают двигаться навстречу передней панели. При таком ударе перегрузки можно сравнить с теми, что испытывает человек при падении из окна многоэтажки. Ремни безопасности фиксируют людей, обеспечивая максимально плавное замедление. Ремень сработает эффективно, если он плотно прилегает к телу, - эту задачу выполняет преднатяжитель. Специальное устройство выбирает слабину лямок ремня до того, как силы инерции бросят человека вперёд. Современные ремни способны оценивать силу, с которой давят на рёбра человека, и при достижении опасных значений начинают мягко «распускать» ремень, сглаживая перегрузки.

Фронтальные

Защищают водителя и сидящего рядом пассажира при ударе в переднюю часть авто. Основная задача - не допустить удара головой о рулевое колесо или переднюю панель. За счёт большого объёма (водительская - 50-100 л, пассажирская - 150-200 л) обеспечивают защиту грудной клетки. Современные системы способны варьировать объём подушки в зависимости от скорости столкновения: при незначительной аварии купол надувается лишь частично, а серьёзное столкновение приведёт к полному раскрытию подушек. Наиболее продвинутые системы при отсутствии пассажира в кресле могут и не раскрывать его подушку.

Коленные

Как следует из названия, снижают нагрузку на колени водителя и переднего пассажира при фронтальном столкновении. Изолируют ноги от передней панели и уменьшают вероятность травм коленного сустава.

Надувные «занавески»

Совместно с боковыми подушками безопасности защищают при боковых ударах. Обеспечивают защиту головы и плеч при перевороте авто.

Боковые

Защищают корпус (иногда и бёдра) пассажиров при боковом ударе. Устанавливаются, как правило, внутри сидений. Для раскрытия купола на боковине спинки сиденья предусмотрен специальный разрывной шов.

Андрей ДОРОФЕЕВ, Дмитрий СКУРЖАНСКИЙ, Алексей СМИРНОВ

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах