122

Путин положил автозавод под ёлочку

Почему бы не глянуть на рынок, например, трикотажа? Или сельхозпродуктов? Стыд и срам для такой страны – импортировать сливочное масло и мясопродукты, ан приходится. Мы и тут пытаемся, конечно, вылезти из зависимости от поставок из-за рубежа, но как-то робко: шаг вперёд – два шага назад. А вот автопрому повезло: именно его пытаются сделать лицом страны.

Лицо это, надо сказать, производит сложное впечатление. Неоднозначное.

Отвёрточная экономика

Вчера премьер-министр России Владимир Путин открыл очередной автозавод – на сей раз во Владивостоке. Называется он красиво –«Соллерс – Дальний Восток», а производить будет корейские внедорожники SsangYong, японские коммерческие грузовики Isuzu, машины «скорой помощи» и маршрутки под маркой FIAT Ducato, отечественную разработку «УАЗ-Патриот». Сборка – отвёрточная, из крупных узлов. Собственно, с тем же успехом можно было бы ввозить иномарки из-за рубежа, но при нынешней схеме мы обеспечиваем России: а) рабочие места; б) контроль над производством. Зарубежные же партнёры выигрывают на таможенных пошлинах: ввозить к нам комплектующие куда дешевле, чем готовую продукцию. И хотя к отечественной сборке у потребителей есть серьёзные нарекания, это всё же лучше, чем ничего.

Однако, как справедливо отмечает экономический обозреватель РИА Новости В. Гринкевич, таким путём ещё никто не достигал автостроительного успеха. И Япония, и Корея, и Китай, пусть по совсем разным схемам, работали над созданием собственных автомобилей, а когда речь шла о лицензионной сборке иномарок, настаивали на высочайшей – 80–100% локализации продукции. То есть практически все детали должны были производиться на территории этих стран. Таким нехитрым образом они получали в свои руки передовые технологии, а с ними и возможность создавать собственное конкурентоспособное производство.

Почему Владивосток? Ответ на поверхности – Приморье год назад сильно пострадало от взвинчивания пошлин на подержанные иномарки (последовавшее продление этой «временной» меры было до того ожидаемым, что прошло почти незамеченным). Но поскольку транспортные расходы на доставку машин из европейской части России (даже с учётом правительственных послаблений в этой сфере) сопоставимы с размером пошлины, выход был лишь один – наладить в регионе собственное производство. Вот бы ещё и дороги в комплекте шли – было бы вообще замечательно. Говорят, к саммиту АТЭС 2012 года что-то улучшится…

Нас заставят на этом ездить?

Но оставим скучные материи. Новогодний подарок региону удался на славу (особенно в комплекте с заявлениями премьера о развитии наступательных вооружений, «чтобы партнёры не чувствовали себя в безопасности»). Первый сошедший с конвейера «Соллерс – Дальний Восток» внедорожник «УАЗ-Патриот» будет продан лично итальянскому премьеру Сильвио Берлускони. Скорее всего, этим экспорт «Патриотов» в страны Евросоюза и ограничится: наши автомобили, к сожалению, неконкурентоспособны даже на внутреннем рынке. Цены на них давно сравнялись с бюджетными иномарками, чего никак не сказать о качестве и надёжности. Тольяттинский автозавод и вовсе стал чёрной дырой, в которую капают государственные кредиты без надежды на возврат. Попытки создать что-то принципиально новое и качественное разбиваются об убийственную себестоимость таких разработок – слишком велика в России коррупционная составляющая итоговой цены.

Поэтому на данный момент даже 100%-ная пошлина на ввоз иномарок не позволит отечественному автопрому подняться с колен. Разве что 200%-ная, к которой в разное время прибегали Корея и Китай.

Жаль, что сорвалась попытка Сбербанка купить марку Opel (сейчас консорциум «Сбера» и Magna не без оснований полагает, что продавец – General Motors – намерен использовать представленный несостоявшимися покупателями план вывода Opel из кризиса) – это могло бы влить свежую кровь в наш автопром. Хотя, скорее всего, известная поговорка «Каждый автомобиль рано или поздно становится Опелем» лишь заиграла бы новыми красками…

* * *

А пока суд да дело, во Владивостоке упала ёлка, да не простая, а самая дорогая в России. 28 метров высоты, более 10 миллионов рублей стоимости вместе с монтажом. Пришлось даже вызвать рабочих, чтобы они собрали игрушки, рассыпавшиеся по центральной площади. Соседнему автозаводу остаётся лишь пожелать не стать такой же новогодней ёлкой с игрушками-машинками…

Смотрите также:

Оставить комментарий (5)

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы