175

С госкорпоративной вольницей на автогиганте пора кончать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. Сенсация. Вместе с сердцем пересаживается... Душа? 21/10/2009

Новый менеджмент преподнёс сюрпризы

- В октябре исполняется ровно четыре года с тех пор, как на производство пришла новая команда управленцев от «Рособоронэкспорта» - «Ростехнологий». Как вы оцениваете результаты  деятельности госкорпорации?

- Когда «Рособоронэкспорт» пришёл в  Тольятти, у нас это вызвало позитивные ожидания. Начали они и вправду многообещающе. Но потом отношение к ним стало меняться. У нового менеджмента вместо вытесненных посредников появились свои собственные, ими же созданные. Воровство на заводе возродилось в ещё более широких масштабах, чем прежде. А были ещё инициативы Владимира Артякова по переносу в Москву органов управления автокомбинатом и его банковских счетов. В то же время ни один из заявленных новой командой  планов развития компании не осуществился. Предприятие по производству двигателей осталось на бумаге, модернизации не произошло, новых моделей не разработано. Сейчас заговорили о запуске в серию бюджетного варианта «Калины», но ведь её создали задолго до прихода на АвтоВАЗ команды госкорпорации!

Кто нагрел руки?

- Что сделал недавно уволенный глава компании Борис Алёшин?

- Закрыл фирменный сервис, распродал дилерскую сеть в СНГ, завод оказался в убытках. В конце прошлого года, когда кризис уже был в разгаре и накапливались долги, руководство автогиганта неожиданно  приняло решение купить более чем за  миллиард рублей акции какой-то московской компании, которая якобы должна была освоить производство  компонентов. Но мы эту компанию и её продукцию с тех пор в глаза не видели! А деньги утекли.  И это не единственный пример. «Ростехнологии» и «Тройка- Диалог» в прошлом году выступили продавцами блок-пакета АвтоВАЗа французскому концерну Renault. Известно, что за 25% плюс одну акцию удалось выручить миллиард долларов. Но эти деньги к нам так и не поступили. Почему никто при этом не задался вопросом о судьбе прошлогоднего миллиарда долларов, не призвал акционеров хотя бы поделиться с терпящим бедствие заводом?  Хочется задать вопрос Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке, главе Счётной палаты Сергею Степашину. Где деньги, которые заплатил концерн Renault за акции отечественного автопроизводителя? Если бы они поступили на завод, не потребовалась бы в этом году и   помощь государства. Считаю, что это принципиальный вопрос для интересов государства. Обнародуйте, куда потрачены деньги, в какие офшоры спрятаны? Пусть их вернут на завод, ему они нужнее!

- Разве «Ростехнологии» не отчитались  перед акционерами о формальностях прошлогодней сделки с Renault?

- Должны были, но не сделали этого. Даже французы не знают, куда  делись эти деньги. Мы с ними говорили, они не знают. Это нужно публично у «Ростехнологий» спросить.

Новая метла включается в работу

- Сейчас на тольяттинском предприятии происходят серьёзные изменения, новым президентом назначен профессиональный финансист Игорь Комаров. Что можно сказать о его первых шагах?

- Мы благодарны  Комарову уже за то, что он принял давно назревшие кадровые решения, заменив исполнительного директора по развитию Алексея Криворучко и ряд других персон. Но вопросы по-прежнему вызывает  присутствие в управляющей команде Максима Нагайцева. Новое руководство завода должно прекратить вахтовый метод управления предприятием, при котором менеджеры  два раза в неделю летают из Москвы в Тольятти и обратно. А Комарова уже прозвали президентом-чистильщиком в хорошем смысле слова. На него возлагаются большие надежды, хотя при нём встал вопрос о сокращениях.

Динозавр, переживший ледниковый период

-Обновлённая антикризисная программа автопредприятия способна решить его проблемы?

- Ставка делается на новые технологии французов, но запустить производство новой модели возможно лишь года через три. Это в лучшем случае, если государство будет так же щедро помогать нам и если завод будет эффективно и грамотно управляться.

- А как же план Группы СОК, которая свою антикризисную программу обнародовала и даже предложила самостоятельно её реализовать под гарантии своих собственных активов?

- Антикризисные предложения СОКа по выведению завода на безубыточность связаны с блоком сбыта. Это в принципе разумно, потому что сейчас блок сбыта полностью развален новыми акционерами. 90% нашей дилерской сети в страшных убытках. В предложения включена и ставка на «Ниву», это идея наших вазовских специалистов. Такое предложение одобрял в своё время и Евгений Максимович  Примаков. Но нынешняя команда махнула на него рукой.  Между прочим, менеджеры волжского автопроизводителя истратили несколько десятков миллионов долларов на новую автоматическую коробку, которую никто в глаза не видел. Даже постановка на конвейер «Нивы Шевроле» стоила дешевле! Вот вам и оценка эффективности.  СОК - неплохие специалисты в торговле, маркетинге. У них соотношение себе - государству - заводу  самое оптимальное по нынешним временам. И себе, и заводу, и людям. Если сегодня все бессовестно стригут завод как барана, то они хотя бы стригут так, чтобы баран не замёрз зимой, не режут его, берегут.

- Каковы ваши прогнозы для нашего автопроизводителя?

- Тольяттинский гигант сел на мель, но не утонет. Этот линкор отечественного автопрома обязан выжить. Мне кажется, в правительстве понимают, что ставку нужно делать на частно-государственное партнёрство, на инициативы бизнеса. И ограничивать бюрократические аппетиты госакционеров. С госкорпоративной вольницей  на тольяттинском автогиганте пора кончать, она слишком дорого обходится и бюджету, и людям.

Смотрите также:

Оставить комментарий (7)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы