65

Кукольный дом

АиФ Я хочу всё узнать! № 14 18/07/2006

История кукол берет свое начало из глубины веков. Известно, что еще в Древнем Египте куклы были слабостью царицы Клеопатры! По фасонам нарядов своих любимиц она заказывала себе одежду. Да и в средние века куклы несли ту функцию, которую в наше время выполняют журналы мод. Их называли Пандорами. Современное развитие художественной куклы в России в большинстве своем обязано Ирине МЫЗИНОЙ, которая, "заразившись" любовью к куклам, решила донести до наших соотечественников их сказочный мир. Из этого желания родилась галерея "Вахтановъ", расположенная в Центральном Доме Художника.

- На самом деле я не была первооткрывателем, - говорит Ирина. - До галереи "Вахтановъ" существовали галереи, выставлявшие коллекционных кукол. Но... в качестве второстепенного вида искусства, как дополнение к чему-то более значимому. Профессионально заниматься куклами я стала первой. К тому же галерея "Вахтановъ" - единственная галерея, которая за первый год своей жизни смогла организовать международную выставку кукол в Москве!

- Как вам это удалось?

- На голом энтузиазме! Просто тогда, в 1997 году, очень хотелось показать российской публике, что же такое настоящая профессиональная художественная кукла. И мы сразу задали хороший тон. Свои работы выставили 13 известных иностранных художников.

- Расскажите, как воспринимают наших кукол за рубежом?

- Очень хорошо! Нас боятся как конкурентов, но здесь стоит оговориться: я говорю именно о тех куклах, которых вывозит галерея "Вахтанговъ", и отбор кукол на международные выставки очень тщательный. Но помимо нас есть художники, которые за рубежом представляют себя сами. Уровень вывозимых нами кукол очень высок, поэтому Россию воспринимают в кукольном мире очень серьезно, к нашим экспонатам относятся как к искусству. Было много случаев, когда на международной выставке ко мне подходили люди, у которых на ладони был написан номер нашего стенда, со словами: "Нам посоветовали подойти именно к этому стенду!" Это о многом говорит.. Особенность наших художников в том, что они не являются коммерческими. В России пока все и делается, и покупается от души.

- Наших кукол часто покупают за рубежом?

- Каждый раз, когда мы туда приезжаем. На недавней международной выставке, куда мы ездили с шестью художниками, мы продали половину имеющихся у нас для выставки кукол. Эти работы приобрели очень серьезные американские галереи, несмотря на тяжелое положение кукольного искусства в Америке.

- Что натолкнуло вас на мысль открыть галерею?

- Изначально я сама создавала куклы, но в какой-то момент поняла, что мои руки не настолько профессиональны, чтобы изготовлять кукол желаемого мною уровня. К тому времени у меня была очень хорошая кукольная коллекция, и многие люди, приходя ко мне, тоже начинали интересоваться коллекционной куклой. И я поняла, что эта болезнь не у меня одной. Куклы стали интересны не как предмет переодевания, игрушка, а как произведение искусства, способное украсить интерьер, обладающее определенной историей. О них есть что рассказать, их интересно показать знакомым. Первая экспозиция состояла фактически из моей коллекции. Уже потом я начала общаться с иностранными художниками, чьи куклы и стали нашими первыми экспонатами. Это, конечно, привлекло и российских художников, которые узнавали о существовании галереи "Вахтановъ" случайно. Оказалось, что кому-то это нужно и интересно, ведь до этого момента кукол делали "в стол", в лучшем случае под куклу могли предоставить невзрачный угол галереи.

- Ваша коллекция состояла из кукол российских или зарубежных художников?

- Конечно, в основном из зарубежных. У меня очень много интересных кукол, в том числе таких, которых во всем мире единицы (one-of-a-kind), есть также куклы, уникальные по технике исполнения. На сегодняшний день в России уже появились серьезные коллекционеры, которым принадлежат куклы известнейших художников, как российских, так и зарубежных, их коллекции гораздо больше моей.

- Как в галерее появились медвежата Teddy?

- Мишки - тоже моя идея. Началось все в 1999 году, когда я была беременна, а надо было организовывать очередную международную выставку. Тогда я решила, что украшением для зала вполне могут послужить игрушечные медведи из моей коллекции. Когда, я увидела, как продавцам практически каждые пять минут приходилось говорить посетителям, что медвежата принадлежат частной коллекции и не продаются, стояло ясно, что кому-то это нужно. И мы начали привлекать иностранных художников. Вскоре появились и наши "медвежатники", сейчас их называют теддисты (от слова teddy bear). Милый игрушечный мишка - более "доступная" вещь, нежели кукла: он теплый, мягкий, потешный, им можно играть, давать детям. И если кукол (как ни странно!) больше покупают мужчины, то медведь - универсальная вещь, подходящая в равной степени и для мужчин, и для женщин, и для детей. В моей практике был замечательный случай: к нам в галерею пришла очень интеллигентная пара. Оказалось, они ищут медведя. На вопрос, для кого предназначается игрушка, мы услышали, что он должен стать подарком сыну... К дню окончания института! Как некий символ перехода во взрослую жизнь, который в дальнейшем мог бы стать его талисманом и передаваться детям и внукам. Было очень приятно узнать, что медведь и кукла рассматриваются не как обычная игрушка, а как значимая вещь, семейная реликвия. Ведь в каждом доме существуют игрушки, в которые играли еще бабушки, дедушки или, на худой конец, родители. Эти вещи достойны бережного к себе отношения. Даже если сейчас эта игрушка не вдохновляет, то человеку следующего поколения будет приятно взять ее в руки и сказать: "Этим медведем играла моя бабушка". Через него будет передаваться память. Я считаю, что нельзя выбрасывать игрушки. У меня двое детей, и я трепетно берегу их игрушки, несмотря на то, что они не коллекционные.

- Вы допускаете детей к своей коллекции?

- В принципе - допускаю, но на расстоянии. Моя практика показывает, что дети, приходящие к нам, никогда не воспринимают галерею как магазин "Детский мир". Дети, быстрее взрослых, понимают, что это предмет искусства. А мои дети, подходя к кукле, или мишке, говорят: "Это мамина кукла!", что означает: руками трогать нельзя! Потом кукла потрясающе развивает игру воображения, и дети к этому более близки. Приходя к нам, они всегда находят своих любимых героев, учителей, мам, пап, сестер, друзей! Дети сразу включаются в эту игру, мгновенно чувствуют образ, созданный художником, и гораздо быстрее разбираются что к чему, нежели взрослые, которые сразу начинают искать недостатки, изъяны. Возможно это из-за незашоренности детского мозга, способности открыто смотреть на мир, не ища подвоха. Поэтому мы очень любим проводить здесь экскурсии для детей, начиная от самых маленьких. А однажды у нас была интересная ситуация... В галерее проходила съемка для передачи, поэтому в этот день галерея для посещения не работала. И именно в этот день к нам пришла женщина с девочкой. Оказалось, что девочке в школе задали нарисовать куклу, и ей очень захотелось нарисовать именно куклу из нашей коллекции. С натуры. Конечно, мы пустили девочку, и она целый день рисовала. Были и случаи, когда уже взрослые "дети" писали дипломные работы по таким темам, как куклотерапия, а также художественные работы о кукле, как об отдельном виде искусства. Часто к нам приходят пожилые люди и находят кукол, близких их сердцу, навевающих трогательные воспоминания и образы.

- Какие кукольные стили существуют?

- Куклы настолько пластичны, что существует огромное множество стилей, начиная от классической куклы и заканчивая абсолютным сюрреализмом. Существует даже такое понятие, как "объект", схожее со скульптурным, или архитектурным объектом. Такой объект даже сложно назвать куклой. В нашем понимании. Дело в том, что в русском языке нет четкого определения куклы в отличие от английского, где есть понятие "кукольной скульптуры". А для нас кукла - это нечто, обязательно облеченное в человеческие формы. Сейчас очень распространен стиль, называемый "baby dolls" - маленькие пупсики. Создание таких кукол тоже является непростым трудом, хотя на первый взгляд кажется, что это элементарно.

- Как можно отличить куклу мастера от других?

- У нас есть такое понятие, как "коллекционная авторская художественная кукла". Хотя на сегодняшний день я бы поделила кукол на "коллекционных" и "авторских", потому что любая кукла, сделанная художником является авторской, а "коллекционная художественная кукла" - более высокий термин. Это тоже кукла, сделанная определенным автором, но каким автором! Кукла может быть сделана нашими замечательными российскими художниками - Димой ПЖ, Ольгой Андриановой или начинающим художником, который делает, конечно, авторскую куклу, но называть ее коллекционной и художественной я бы не стала, ведь у этого художника еще не сложилась история, не выработался свой узнаваемый стиль. У таких авторов, как Наталья Победина есть награды, участие в международных выставках, что ставит их на высокий уровень.

- Вы также занимаетесь благотворительностью...

- По мере возможности. Ведь даже то, что мы вывозим наших российских художников за границу, в какой-то мере благотворительность. Еще мы издаем книги без спонсорской поддержки. Нам помогают некоторые люди, но эта помощь тонет в расходах. Мы работаем с детьми, ежегодно у нас проходят детские конкурсы, практически вся галерея в течение двух недель принадлежит детским работам, и естественно, мы не берем за это никаких денег; мы устраиваем детские праздники, на которые к ребятам приходят художники, клоуны, фокусники, каждый ребенок получает диплом участника. В прошлом году принимало участие 300 детей, 150 из которых получили призы. Ну и, конечно, участвуем в различных благотворительных акциях, помогаем в сборах денег для детских домов, для больниц, мы жертвуем куклу на аукцион, а вырученные от ее продажи деньги вносим в качестве пожертвований.

- Из каких критериев формируется цена куклы?

- В первую очередь, имя художника, как и в любом ином виде искусства. Возьмем к примеру "Черный квадрат" Малевича, я думаю затраты материала на создание данного полотна были невысоки, но у этой картины есть своя эксклюзивная идея и известное имя художника. С куклами абсолютно та же ситуация. Она может быть из фарфора, пластика или любого другого материала, но если это кукла Хильдегард Гюнсе, которая свыше 25 лет делает кукол, стоимость ее будет составлять 6-7 тыс. у. е. Куклы наших художников, таких как Дима ПЖ, также стоят не меньше 3 тыс. у. е. Цена складывается из имени, художника, оригинальности идеи, узнаваемости его стиля.

- Почему вы назвали галерею в честь своего папы?

- Мой папа был по-настоящему творческим человеком, но, к сожалению, он не дожил до того времени, когда смог бы реализоваться. Всю жизнь он творил. Он принадлежал к той категории людей, которые могли бы стать художниками, но волею судеб. Мой папа стал инженером. Но любовь к искусству папа пронес через всю жизнь, он восхитительно рисовал акварелью, лепил замечательные маски - этнические, монгольские. Где бы он ни был, увиденное всегда запечатлевал руками - рисовал, лепил, или делал инкрустацию по дереву. Я никогда не видела папу без дела. Вторым аспектом стало то, что открытие галереи совпало с периодом, когда я выходила замуж, и мне было ужасно обидно менять свою фамилию, потому как фамилия Вахтанов - очень редкая и древняя. И я придумала сохранить ее таким образом, заодно сделав приятное родственникам. Они потом звонили мне и благодарили.

- Какие выставки, на ваш взгляд более интересны - персональные или сборные?

- И те, и другие! Бывают очень интересные персональные выставки, когда есть возможность увидеть сразу 10-15 работ своего любимого художника, оценить, найти что-то оригинальное, найти новое движение. Сборные же выставки интересны для массового посещения, у меня даже есть аксиома, что на этих выставках каждый человек найдет свою любимую куклу. Год назад произошел такой забавный случай: у нас засиделась кукла, она не была дефектной или плохой, но от чего-то ее никто не приобретал. Из-за отсутствия внимания взгляд ее потух, и я предложила разыграть ее в лотерею, которую мы ежегодно проводим в преддверии Нового года. На следующий день, придя в галерею, я обнаружила, что куклы нет. Оказывается, пришла женщина и увидев эту куклу, сказала, что именно о ней она мечтала всю жизнь. Была у нас кукла по имени Лара, сделанная немецкой художницей Бригит фон Нэсмэр. Лара была изготовлена из фарфора, статная, с совершенно прямой спиной и горделивым взглядом, люди ею просто восхищались! Она совершенно не хотела уходить из нашей галереи, несколько раз мужчины покупали ее в подарок женщинам, а женщины через несколько дней возвращали Лару нам со словами: "Нам не нужна соперница". В галерее Лара купалась в лучах славы и восхищения, поэтому совершенно очевидно, почему ей больше нравилось у нас. Это продолжалось до тех пор, пока в галерею не пришла такая же рыжая женщина, которая окинув куклу взглядом, сказала: "Я ее забираю", и Лара подчинилась ей. Ведь кукла, в первую очередь, некий прообраз человека, созданный руками , и первое, что делает художник, - вселяет в нее душу, очеловечивает ее, независимо от реалистичности или сюрреалистичности куклы. У куклы может не быть лица, но не быть души не может. В России куклу покупают, если она зацепила потаенные струны. Кукла может стоить огромных денег и быть детищем великого художника, но не цеплять. Человек должен реагировать на образ, созданный художником. Не так просто держать у себя настоящую коллекционную куклу! Для начала она заставит вас передвинуть мебель, потом, из ревности, заставит убрать все статуэтки, а в довершение заставит сделать под нее нишу с подсветкой. Куклы диктуют свою обстановку в доме. Но и отплачивают они сполна, ибо в доме кукла расцветает, получая в 300 раз больше красоты, нежели в галереи! Дома она чувствует, что ее купили, поняли, что она понравилась, и она раскрывается для человека целиком. Ведь в галерее они попросту "толкаются локтями". У нас есть коллекционеры, которые любят пересаживать кукол с диванчика на диванчик, шить им гардеробы, хотя кукле достаточно, если вы хотя бы раз в день с ней переглянетесь, и скажете: "Привет!"

- Куклы ревнивы друг к другу?

- Куклы ужасно ревнивы, и поставить двух кукол рядом очень сложно! В этом сложность оформления выставки. На одном месте она будет смотреться великолепно, а на другом - просто умирать. - Существует в кукольном мире мода?

- Конечно! Хотя русская кукла меньше подвержена моде, нежели заграничная. Последней тенденцией является "baby boom", и эксклюзивные тонкие образы наших художников немного теряются в этом. Наши художники редко оглядываются на спрос и моду, их руки творят то, что чувствует сердце, душа. У нас практически нет художников, отслеживающих спрос международного рынка.

- Вы работаете с молодыми неизвестными авторами?

- Да, конечно, новичкам нужно вовремя подсказать, направить их в нужную сторону. Нам приходит огромное количество писем с фотографиями кукол из разных уголков бывшего Советского Союза! Мы стараемся ответить всем.

- По каким критериям оцениваются работы новичков?

- В первую очередь - это образность, своеобразие стиля, его новизна, а во вторую очередь - техника. Куклы делаются минимум на 50 лет, для того чтобы в будущем приобрести статус "антикварной", с соответствующей ценностью и стоимостью. Но не только кукла должна прослужить очень долгий срок, одежда и обувь, в которые она облачена, должны тоже отвечать высоким требованиям, и не испортиться от времени.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы