aif.ru counter
1302

РАТИ ГИТИС - пропуск в мир театра

ГИТИС - крупнейший театральный вуз в Европе и один из крупнейших в мире. Там учатся будущие актеры всех направлений, режиссеры драмы, музыкального театра, эстрады, цирка, театроведы и сценографы, балетмейстеры и продюсеры. Если вы от всей души любите искусство театра - почему бы не попробовать свои силы и не поступить в ГИТИС?

ГИТИС - крупнейший театральный вуз в Европе и один из крупнейших в мире. Там учатся будущие актеры всех направлений, режиссеры драмы, музыкального театра, эстрады, цирка, театроведы и сценографы, балетмейстеры и продюсеры. Если вы от всей души любите искусство театра - почему бы не попробовать свои силы и не поступить в ГИТИС?

В ГИТИСе 8 факультетов - каждый, кто интересуется театром, сможет выбрать что-то для себя. Самый большой конкурс, конечно, на актерский факультет. На другие поступить проще, но все равно придется серьезно подготовиться - ведь желающих учиться в ГИТИСе очень много. Режиссерский, театроведческий, продюсерский, эстрадного искусства, музыкального театра факультеты весьма популярны. Более узкие специальности дают на факультетах сценографии и балетмейстерском. Факультеты связаны между собой, ведь в будущем только в тесном сотрудничестве друг с другом выпускники смогут создать настоящий спектакль.

Что нужно сдавать, или на пути в ГИТИС

Начнем с самого страшного - с поступления на актерский факультет. После выпуска вы получите специальность "актер драматического театра и кино" и прямую дорогу, ведущую к Славе. Но сначала придется выдержать огромный конкурс, сдать экзамен по мастерству актера, коллоквиум и сочинение (зачет).

Не менее притягательной, хотя и менее звездной, считается профессия режиссера. Ты можешь выучиться на "режиссера драмы и режиссера цирка". Вступительные экзамены: мастерство актера, практическая режиссура, письменная работа по режиссуре, коллоквиум и сочинение (зачет).

Вступительные испытания на другие факультеты примерно те же, но с соответствующей направленностью. На специальность "театровед, театральный критик" - рецензия и иностранный язык. Актеру музыкального театра дополнительно нужно будет сдать экзамен по сольному пению.

Но ведь сложности поступления - это еще не все, с чем тебе предстоит столкнуться. Поэтому давай попробуем проникнуть в атмосферу ГИТИСа и посмотрим, чем живут студенты.

Беседа с будущим режиссером

Чтобы вникнуть во все тонкости учебного процесса, я побеседовала со студенткой ГИТИСа и узнала от нее много интересного. Островская учится на третьем курсе и получает профессию режиссера музыкальной драмы.

- Давай начнем с самого начала. Я знаю, что на вступительных надо сдавать мастерство актера. Но ведь ты поступаешь на режиссера, - расскажи, в чем здесь дело?

- Для режиссеров и актеров экзамены по актерскому мастерству разные. Сначала режиссерам надо написать сочинение, темы для которого придумывает будущий мастер. Например, "Спектакль моей мечты". Потом собственно актерское мастерство - басня, проза, стишок. Могут и спеть попросить или этюд сыграть.

- Даже этюд? И как это выглядит на вступительных испытаниях?

- Тебе дают отрывок, например, первая сцена "Пиковой дамы", и надо рассказать, как ты ее видишь в своей постановке. Либо, это зависит от мастера, могут попросить поставить этюд с такими же абитуриентами, как ты, но с теми, которые на актерский поступают. Поставить здесь же, за пять минут, чисто схематически. Или еще вариант - готовишь дома разработку какой-то оперы, приходишь и рассказываешь ее. Например, я хочу поставить оперу "Саломея", сейчас я расскажу такую-то сцену. Причем, не то, как я ее вижу в каких-то призрачных тонах в своем воображении. Нет, надо выделить основное событие сцены, задачу актера, сверхзадачу. Сверхзадача - это то, что я хочу сказать всем спектаклем, сквозное действие. Затем как именно я вижу эту мизансцену: на этом такте актер вскочил, на этом признался в любви.

- А что представляет собой коллоквиум?

- Это беседа на эрудицию, вопросы вроде: сколько опер у Чайковского? Педагоги смотрят, живет театром человек или нет. Надо хотя бы попытаться ответить. Задают и общие вопросы, вроде "ваш любимый композитор?"

- Нескромный вопрос. Правда ли, что в ГИТИСе очень много блата? Учатся знаменитости, Дима Билан, например... Неужели они вместе со всеми сдавали?

- Знаешь, на вступительных на контрактную основу - требования те же, только мягче. На бюджетное многие приезжают поступать из деревень, сидят на сундуках, ждут своей очереди. Конечно, блат есть, это факт известный. Но нельзя же всех брать по блату! Что касается знаменитостей, то здесь ситуация немного другая. У них индивидуальное обучение, только звезда и мастер. Так учатся бывший участник Smash!, Алсу, Наташа Королева, Дима Билан. Кстати, встретить их в коридорах ГИТИСа почти невозможно.

- Итак, ты поступила. Ты учишься в ГИТИСе. Какие предметы, можно сказать, незабываемы?

- Уроки вокала, которые идут у актеров. Идет у тебя какой-нибудь урок, например, литература, а из соседней комнаты - звуки пения. Если поет пятикурсник - это еще ничего. Но если второй, первый курс - не дай тебе бог услышать. Особенно, если он пытается взять высокие ноты.

- То есть мастерство актера для вас обязательный предмет? Но вы же режиссеры...

- Актерское мастерство тоже изучается режиссерами. Потому что нужно уметь объяснять актерам, как им играть. Это неотъемлемая часть профессии режиссера. Но если ты сам чего-то не делал, вряд ли ты сможешь это объяснить!

- Скажи, а как именно происходит обучение мастерству актера?

- Так же, как и у актеров. Когда мы на актерском мастерстве - мы играем, а когда на режиссерском - набираем актеров-студентов и сами ставим. Просто говоришь: ты будешь играть того-то, а ты - того-то - отказаться нельзя. Мы играем, ставим этюды и сцены. Этюд - импровизация на сцену из пьесы. Сцена - постановка сцены по тексту пьесы. Есть у Чехова диалог между тремя сестрами, когда они хотят ехать в Москву. Так вот в этюде мы говорим то же самое, только своими словами: выражаем скуку, желание уехать. Нам важно добиться от партнера той же реакции, которую для него прописал Чехов.

- Наверно, вас знакомят не только с мастерством актера? Режиссер должен знать о театре все?

- Мы как режиссеры должны знать основные танцевальные движения. Хотя танцы ставит балетмейстер, нам надо понимать, для чего они нужны, где их уместно поставить, где нет. Вальс, минуэт, полька, современные танцы - все это мы разучиваем. То же самое и с гримом, мы изучаем, какие бывают виды грима, где он применим, где нет. Но накладывать грим будет гример. Есть еще интересный предмет - сценическое движение. Там нас учат, как нужно двигаться по сцене. Ведь действие на сцене - это совсем не то, что действие в жизни. На сцене должен быть крупный жест, то есть если ты хочешь выразить свое чувство, оно должно быть видно и понятно всем в зале. Учат, как надо поставить мизансцену: например, во время диалога актеры сидят на разных концах сцены и жестикулируют - в жизни так редко бывает. Есть и более тонкие умения. Как, извините, в морду дать на сцене, как со стола упасть. Как нести на себе партнера. Поэтому первый-второй курс весь ходит в синяках. Не сразу ведь правильно упасть получается! И, конечно, сценическая речь - это хорошая дикция, правильное увеличение звуков. Режиссер должен на репетициях говорить поставленным голосом с четкой дикцией. Нас даже учат упражнениям, которые могут помочь актеру исправить дикцию или устранить какой-то дефект. Ведь режиссер это часто первый помощник для актера, его первый друг. Режиссер помогает актеру раскрыться, выразить себя.

- И все-таки чем вы, музыкальные режиссеры, отличаетесь от обычных, драматических?

- Студент музыкальной режиссуры ставит отрывки из оперы, а не из драмы. То есть на первом-втором курсе из драмы, а потом уже только из оперы. В будущем мы будем ставить мюзиклы, оперы, оперетты.

- Нескромный вопрос. Как у вас с соотношением девочки-мальчики?

- С этим тяжело. Мальчиков намного меньше. Поэтому приходится брать для постановок "женские пьесы" или "женские отрывки": "Три сестры", "А зори здесь тихие". Мы все-таки стараемся, чтобы девушки мужских ролей не играли. У нас был даже такой год, когда на курсе был один мальчик. Ему, конечно, пришлось нелегко - все его брали в свои этюды, постановки, буквально заставляли играть. А отказываться в ГИТИСе не принято. Раз уж ты поступил и учишься - репетируй, работай. Какую бы роль тебе ни дал студент-режиссер, ее надо играть. Часто репетируют до поздней ночи, так что даже на метро не успевают. Но зато и коллектив в ГИТИСе сплоченный, дружеский. Много приходится общаться, много времени проводить вместе.

- Помнишь свою первую режиссерскую постановку в ГИТИСе? Было сложно или, наоборот, все сразу удалось?

- Конечно, не все сразу. Я, например, помню такой смешной случай. Сделать распланировку первый раз непросто. Распланировка - это когда мастеру надо объяснить - "это у меня стена, это у меня окно, здесь будет дверь". Причем, надо иметь в виду, что, скажем, дивана или телефона в аудитории может не быть вообще. У меня было так: шкафчик изображал плиту. Актриса положила книгу в шкафчик, а мастер после этюда у меня спрашивает: "Почему книга в духовке оказалась?" Я - к актрисе, она отвечает: "Я ее положила, а потом только вспомнила - и что делать, не буду же я книгу из горячей духовки доставать!"

- Мастер - это тот, который набирает курс? Драматических режиссеров, я знаю, набирает Захаров. Что, и этюды, и все задания тоже будет он давать?

- Не совсем так. Обычно абитуриенты идут учиться к мастеру, смотрят на его фамилию. Но часто у мастера есть свой театр, свои мастерские, которым он уделяет много времени. Поэтому разумнее будет смотреть на фамилии педагогов. Именно педагоги будут репетировать со студентами, будут их воспитывать. Если на курсе 30 человек, то педагогов может быть 5. А вот мастер - один, его на всех не хватит. Конечно, мастер все равно следит за своими студентами, принимает у них спектакли, сцены. Но репетиции, повторюсь, обычно проходят с педагогами.

- Какие есть в ГИТИСе достопримечательности, необычные места? Только не говори, что их нет, вуз-то творческий... значит, и места интересные тоже должны быть.

- Есть, конечно. Я расскажу про наше здание на Таганской, где занимается музыкальный театр. Это старинный особняк, он находится недалеко от театра на Таганке. Из достопримечательностей вспоминается наш чайник в ГИТИСе - огромный чайник с красной кнопкой. Не все сразу понимают, как им пользоваться. Вода в нем закипает, когда нажимаешь на кнопку. Бесплатный чайник, а заварку можно тут же, в буфете купить или с собой взять. Противоположная тема - туалет. Он смывается через каждые пять секунд. Туалет сломался, должен был смывать каждые пять минут. Есть еще очень страшный лифт. С железной решеткой, трос старый. Им никто не пользуется, кроме Виктюка, да и он ради прикола. Чтобы на нем проехаться, надо засунуть руку в темную нишу, нашарить там кнопку, высунуть руку. Потом дождаться, пока он доедет, закрыть за собой все двери, нащупать кнопку второго этажа... а быстрее ведь по лестнице подняться!

- А из учебных мест?

- В танцевальном зале есть душевая. Был такой случай, когда мальчик из общежития там мылся за неимением хорошего душа. И зачем-то он выбежал в одном полотенце, дверь захлопнулась, а вещи у него все в душевой остались. В зале было холодно, и мы всей группой взламывали дверь. Отдельная история - наша библиотека. Раньше в ней работали сестры-близнецы. Книги от них добиться никак нельзя было! Они находили десятки поводов для того, чтобы не дать книгу, - даже наши мастера не ходили в то время в библиотеку. Теперь библиотекари нормальные, но книг по-прежнему нет. Дело в том, что чуть ли не все клавиры - антиквариат, выносить их нельзя. Нужен клавир - сиди в читальном зале, изучай. С философией, зарубежными пьесами еще интереснее, их просто не достать: кажется, библиотекари и названий-то таких не знают. Но если все-таки достать удалось, скажем, Чехова или Островского, тогда надо поскорее отдать обратно. За каждый день задержки берут 2 рубля. Поэтому часто в библиотеке можно услышать: "Нет, сегодня я не смогу отдать, у меня денег нет".

Пойманный актер

Когда мы уже заканчивали разговор с Островской (она пожелала скрыть свое настоящее имя, сославшись на то, что фамилия ее слишком известна), мимо пробегал Актер. Да-да, один из тех, кому удалось пройти огромнейший конкурс и поступить. Лео Лавровский учится на третьем курсе, у Марка Розовского, на драматическом отделении. Прежде чем он исчез в коридорах ГИТИСа, мне удалось задать Лео несколько вопросов.

- Расскажи, пожалуйста, про поступление. Как-никак про него легенды слагать можно!

- Поступление обыкновенное, называется оно прослушивание. Состоит из трех туров - проза, басня, стихотворение. Прозаический отрывок нужно будет рассказать не один, стихов еще больше, а басни достаточно одной. Если попросят станцевать - нужно станцевать. Меня, правда не просили. Штука в том, что на каждом туре люди отсеиваются. В конце остается около 15-20 человек на место. Но 1-й тур идет в течение трех месяцев. Туры начинаются в апреле. Собирается такая толпа, что зайти в ГИТИС невозможно! Приезжают издалека, с сумками, с рюкзаками. Те, кто не проходят, уходят навсегда или до следующего года. На туры придет, может быть, около 2000 или 3000 человек. А на курсе учатся 30 человек - вот и сосчитай!

- Я слышала, что пока ты учишься, внешность менять нельзя. Неужели это правда? Пять лет - и никакой смены имиджа?!

- Ну, это режиссеры учатся пять лет, а мы, актеры - четыре. Что касается внешности, то ее действительно нехорошо менять. Если ты подстрижешь свои длинные роскошные волосы под ноль или сделаешь модную короткую стрижку, тебе скажут, что ты неправ. Поэтому в основном стригутся на первом-втором курсе, когда еще не знают, что и как. Но если это сделаешь попозже, могут и выгнать! Лучше волосы отращивать - тогда больше ролей будет. Я когда свои волосы отрастил чуть-чуть, меня сразу поставили играть в "Ромео и Джульетте".

- То есть во время учебы тебя обычно назначают, а сам ты не выбираешь, где играть?

- Нет, обычно как раз наоборот: отрывки, в которых будут играть, студенты выбирают сами. Приходишь к педагогу и говоришь: я хочу играть Гамлета или Треплева. Но, конечно, если ты маленького роста, Гулливера играть не разрешат.

- Авангардные постановки в ГИТИСе бывают?

- Авангардных постановок школа не признает. Прежде всего, ты должен научиться хорошо управлять своими жестами, голосом. А потом уже только можно пробовать что-то авангардное. Так считают старые опытные педагоги. Но молодые педагоги могут ставить уже и что-то свое, с элементами фарса, например.

- Да, в этом смысле актер обязан режиссеру подчиняться... Как ты воспринимаешь такое положение вещей? Спокойно, как должное, или иногда хочется сказать что-то в свою защиту?

- Честно говоря, я сам хочу стать режиссером. Я пошел на актерский, потому что мне кажется, мне еще рановато идти на режиссера. Но когда я сам пишу пьесы, я думаю о том, что неплохо и поставить их самому. Режиссер - это опыт. Конечно, если ты не молодой гений! Режиссер должен сказать людям что-то такое, чего они не знают.

- В смысле жизненный опыт? Или у режиссера должен быть уже какой-то опыт постановки?

- Нет, не надо, чтобы он что-то уже ставил. Как раз плохо, когда люди приходят в ГИТИС, уже сыграв где-то. Когда ты играешь в какой-то непонятной постановке "Гамлета" в районном Доме культуры, это может плохо на тебе отразиться в дальнейшем. Появляются штампы, переучиться потом очень сложно. А вот жизненный опыт у режиссера должен быть обязательно.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. О чем фильм Yesterday Дэнни Бойла?
  2. В каком состоянии сейчас находится Анастасия Заворотнюк?
  3. Кем теперь будет работать Надежда Савченко?