Примерное время чтения: 9 минут
298

Особенности национальной подземной жизни

Как зародилась подземная жизнь

Метро придумал лондонец Чарльз Пирсон, который представил свой проект Королевской комиссии железных дорог. Это произошло в 1846 году! В то время еще не было ни автобусов, ни машин. Строительство метро началось в Лондоне в 1860 году, тогда на Euston Square был прорыт первый тоннель. Компания, которая строила метро в британской столице, называлась "Метрополитен". Так что теперь вы понимаете, почему метро называется именно так.

Открытие метро произошло в 1863 году. На линии было 7 станций, ее длина составляла 3,5 км, поездка длилась 33 минуты. Освещение в вагонах было газовое, что вполне нормально для XIX века. Вагонов в составе поезда было 4, их тянул локомотив, наполняя туннель дымом и паром.

Через пять лет открылась кольцевая линия. Первой электрифицированной веткой стала City, которая открылась в 1890 году - в этом году в метро впервые прокатился принц Уэльский.

Новое изобретение человечества быстро распространялось по миру. В 1872 году метро уже было в Америке, в Нью-Йорке. В 1896 году подземка добралась до Восточной Европы: появилась в Будапеште. Еще через 2 года подземные поезда пустили под Парижем. И еще через 2 года - под Берлином.

Париж

Парижское и лондонское метро так разительно отличается от московского, конечно же, потому, что было построено сто лет назад. Население городов тогда было значительно меньше. Сейчас в часы пик духота и теснота метро напоминают о своем возрасте.

В парижском метро поражают его миниатюрность, таинственность и совершенно особая атмосфера свободы, которая присуща всему городу. Парижское метро - самое плотное в Европе, и, наверное, в мире. Станции иной раз удалены друг от друга всего лишь на 500 м.

Попасть и остаться

Вход в метро напоминает тайный ход в подземелье - маленький и узкий, построенный в XIX - начале XX века, он совсем не похож на торжественно-парадные "ворота" в московское метро. Указатели парижского метро выполнены в стиле арт-нуво: надпись, украшенная вьющимися линиями и красными фонарями, которые светятся, словно глаза подземных чудовищ. Выходом со станции метро (найти его, кстати, зачастую особый подвиг) может служить всего лишь один эскалатор, который выезжает прямо на улицу. На станции Abbesses после традиционного прохода турникетов толпа разделяется, кто - в лифт, кто - по лестнице. Стены украшены всевозможными рисунками, лестница узкая, спиральная, она все ниже и ниже уводит под землю. Говорят, длина этой лестницы, как у лестницы пятиэтажного дома.

Пути-дороги

Пути в парижском метро проложены довольно экстремально: возможны резкие повороты, подъемы и спуски. Однажды поезд выехал на станцию, но не остановился, а проехал мимо, причем как-то так, что платформа виднелась внизу, - то есть, мы, как бы, ехали по второму этажу... Рельсы в обе стороны в парижском метро почти всегда идут рядом - в тоннеле можно наблюдать едущий навстречу поезд. Зато на станции это представляет некоторое неудобство: если, к примеру, нужно поехать в обратную сторону по той же линии, то придется искать переход на другую платформу. А найти его не так-то просто. Система переходов на другую станцию превратилась бы в лабиринт, если бы не указатели. Узкие, а временами совершенно пустынные переходы - мечта фанатов компьютерных игр на выживание. Стены переходов облицованы маленькими белыми плитками, а пол - будто бы залит смолой - черный, чуть мягкий, в нем видишь свое отражение.

Но не надо думать, что бесконечные переходы скучны и монотонны. Нет, главное, было бы хорошее настроение! А уж остальное появится само: часто в переходах играют на клавесине, а в электричках, как и у нас, поют и даже устраивают маленькие театральные представления - с куклами, например.

Осторожно, двери открываются...

На платформах огромные щиты с рекламой, автоматы по продаже шоколада и воды, цветные пластмассовые стулья, вроде тех, что раньше были у нас в трамваях. Поезда зелено-белые, из 5 вагонов, иногда с какими-то странными резиновыми колесами - быть может, это устаревший вариант, но выглядит он очень мило, вроде и метро, а вроде и машина. Двери поезда открываются вручную, - чтобы выйти или зайти, нужно повернуть ручку на двери. Правда, закрываются двери автоматически, так что "выйти" в тоннель не удастся. Но, судя по всему, молодежи это все-таки удается, потому что все стены в тоннелях расписаны граффити.

А кто рулить будет?

Особая гордость парижского метро - поезда без машиниста. На новой линии N 14 ездят автоматические поезда. Это единственная линия, которая построена за несколько последних десятилетий. Платформу от путей отделяет прозрачная стена с дверями, которые открываются точно тогда, когда подходит поезд. Если повезет сесть на первые сидения первого вагона, то можно почувствовать себя машинистом! Перед тобой будет обыкновенное лобовое стекло и, главное, никакого пульта управления, ничего нажимать не надо - поезд едет сам. Страшновато только, когда неожиданно появляется встречный поезд: хоть рельсы и параллельные, поезд-то без машиниста...

Нарисуйте схему

Система метро в Париже так сложна и любопытна, что попросту не идет ни в какое сравнение с блужданиями по московской подземке. Тот, кто способен потеряться в московском метро, навсегда исчез бы в 314 станциях парижского метрополитена. Чтобы выжить, как в подземелье или пещере, необходимо запастись картой. Но и карта в некоторых случаях бывает бессильна... Ориентироваться нужно по названию конечной станции линии. Если внимательно присмотреться, то схема метро состоит из нескольких кольцевых линий, которые всячески переплетаются между собой и всячески разветвляются. Поэтому нужно точно знать, до какой станции тебе ехать - ведь поворот может увести совсем в другую сторону. На этот случай на платформе висят электронные указатели: сколько минут осталось до поезда, и в какую сторону он пойдет.

Один билетик, пожалуйста

В необыкновенное событие превращается покупка билета. В билетных автоматах разобраться довольно сложно: все по-французски. К тому же не так-то легко понять, как работает система скидок, зон, направлений и прочих хитростей.

С кассирами тоже можно решить не все вопросы. Они в Париже - противоположность нашим милым дамам, которые всегда полны эмоций и советов. Французские кассиры на редкость спокойны или, лучше сказать, безразличны.

Когда я была в Париже, мой знакомый англичанин долго не мог понять, как работает билет, и, поборов свою неприязнь к французам, рассказал кассиру всю историю своих билетных мучений. Рассказал, естественно, на английском. Кассир ответил, что он не понимает по-английски, и с преспокойным видом продолжил чтение своей книги. Англичанин покраснел и, ругаясь, полез через турникет. И потом еще долго удивлялся тому, что французы из-за своей надменности теряют деньги за проезд. На что я удивилась: "Почему же ты не объяснил ему по-французски? Ты же учил его в школе несколько лет!" - "Он бы все равно меня не понял", - пояснил англичанин.

Что же по поводу "перелезть через турникет", то это в парижском метро вполне возможно. Хотя бы потому, что в нем нет зорких дам, которые сидят в кабинках, как в Москве. Скажу по секрету, что грешна: безбилетный проезд в парижском метро на моей совести. И какая это экономия! Ведь билет на одну поездку в парижском метро стоит, на наши деньги, около 60 рублей. Контролеры вроде бы есть и ловят безбилетников, но кто не рискует, тот не пьет шампанского!

Лондон

Мое посещение Лондона как раз пришлось на печальное время: где-то недели две назад случились терракты в метро. Кольцевая (желтая) линия, одна из самых старых в Лондоне, не работала: мне так и не удалось на ней покататься. Другие линии тоже периодически закрывались, и поэтому, спускаясь в метро, приходилось тщательно рассчитывать свой маршрут. Как-то пришлось искать дорогу к гостинице от другого метро, потому что ближайшая станция оказалась закрыта.

Запутано ли лондонское метро так же, как парижское? Вспоминается ирония автора Гарри Поттера по поводу лондонского метро. Мол, за все эти годы (за 150 лет то есть), в метро так и не появились схемы и указатели. И только у директора школы магии Хогвартс на колене нарисована схема подземки. Но это неправда. Ведь первая схема лондонского метро появилась в 1908 году благодаря стараниям Альберта Стенли. А у директора Дамблдора, может, и вправду было там чего-то нарисовано, но вот схему метро в наши дни и без магии раздобыть не проблема - можно взять при входе на любую станцию. После ужасов парижского метро ориентироваться в лондонском мне удалось самостоятельно. Хорошо, кстати, развивает логику: пока придумываешь разные пути-маршруты, обходя закрытые линии, глядишь, и умнее станешь!

Проскочить зайцем в Лондоне не так-то просто. На выходе нужно еще раз пропустить билет через турникет. К тому же, метро работает по зонам: чем дальше, тем дороже. То есть мало того, что живешь черт знает где, так еще и приплачивай за это. Туристам в Лондоне очень выгодно покупать однодневный билет на 1-2 зоны: он стоит, как 2 поездки, а ездить на нем можно сколько угодно, причем даже в автобусе.

Такая же система есть и в Париже, правда, стоит дороже и продается как туристическая карта. А вот в Москве таких однодневных билетов почему-то еще не придумали: видно, мало у нас туристов.

Вообще же, лондонское метро по своей архитектуре напоминает парижское. Разве что поезда старого типа совсем уж маленькие, со скошенными углами: в них неудобно стоять во весь рост. Но такие же длинные переходы с множеством развилок, тот же черный пол, те же полукруглые кривые станции, те же узенькие перроны - все это напоминает о метро начала XX века.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно