Примерное время чтения: 10 минут
165

Шоссе в никуда

Каково это, быть призером самых элитных в мире гонок "Формулы - 1"? Безусловно, многие ответят, что это бешеные скорости, крики болельщиков, пьедестал и брызги шампанского, слава, деньги, любовь фанатов и Бог знает, что еще! Что ж, нельзя не согласиться. Но это лишь одна сторона медали. Мало кому в голову придет ответить, что гонки - это колоссальные перегрузки, аварии, травмы, нередко приводящие к инвалидности, а также трагические судьбы пилотов, погибших под обломками гоночных авто...

Есть над чем задуматься, не правда ли? В первую очередь о том, стоит ли подвергать себя такой опасности. Тем и примечателен характер гонщика, что для него игра стоит свеч, риск красной линией проходит через всю его жизнь. Ему нельзя думать о плохом, иначе за руль лучше не садиться. Как говорят в спортивном мире, трасса все расставит по своим местам.

В далеком 1954 году на гонках в Нюрбургринге тень смерти впервые легла на трассу "Формулы-1". В тренировочном заезде перед мостом Верзайфен разбился 30-летний Онофре Маримон. Позже, в 1955 году, в Монако также на тренировке Ханс Херманн попал в катастрофу, в результате которой получил перелом позвоночника. Несмотря на серьезные повреждения, гонщику удалось выжить. А Гран-При Монако тем временем продолжался, тренировки остались позади. В заезде в лидеры вырвался Альберто Аскари, но на выходе из тоннеля он не вписался в шикану, машину занесло, и она... рухнула в море! Аскари удалось самому выбраться на поверхность. Он попал в соседнюю с Хансом Херманном палату, однако серьезных повреждений у него не было. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Рок все же настиг Аскари в Монце на испытаниях новой модели "Феррари". Альберто был суеверен и никогда не садился за руль гоночного авто без своего голубого шлема. В тот день он стартовал без него. Проехав два круга, машина перевернулась на повороте "Виалоне"... Аскари скончался на руках своего лучшего друга Луиджи Виллорези.

Поистине огромной трагедией закончились гонки в Ле-Мане все в том же 1955 году. Драма разыгралась на трассе в конце одного из кругов, когда Майк Хоторн, лидировавший на тот момент, попытался обойти Ланса Маклина. Окрыленный победой, одержанной над соперником Хуаном Мануэлем Фанхио, Хоторн позабыл, что должен дозаправиться в конце круга. Обгоняя Маклина, машина Хоторна начала снижать скорость. А далее цепная реакция: Маклин ушел влево, где его ждало неминуемое столкновение с "Мерседесом" Пьера Левега. У последнего не было никаких шансов... Единственное, что успел сделать в этой безвыходной ситуации француз Пьер Левег, так это подать рукой знак двигавшемуся позади Фанхио, чем спас ему жизнь. После столкновения Левег катапультировался в зрительскую трибуну. Вместе с самим гонщиком, по данным организаторов, погиб еще 81 человек! Гонку, однако, не прервали. Трудно сказать, какие чувства испытывал победивший в конечном счете Майк Хоторн.

Трагично оборвалась жизнь 26-летнего Алана Стейси на трассе Спа-Франкошам во время Гран-При Бельгии 1960 года. Талантливому английскому гонщику, несмотря на ножной протез, удалось уже многого достичь. Англичане возлагали на него огромные надежды, которым, к сожалению, не суждено было оправдаться. Пилота на трассе может поджидать множество опасностей. Причиной аварии порой становятся самые неожиданные вещи или... животные. На некоторых трассах небольшие зверьки иногда перебегают асфальтовое полотно. Низко кружащая птица также может послужить причиной ужасной аварии, как в случае с Аланом. Он двигался со скоростью 230 км/ч, когда птица врезалась в его очки. От удара он потерял контроль, и его гоночный болид, несколько раз перевернувшись, загорелся. Тело самого Стейси отбросило на большое расстояние от обломков.

Монца 1961 года. И вновь жертвы среди зрителей. На этот раз события были связаны с витиеватым именем немецкого гонщика Вольфганга Графа Берге фон Трипса. По иронии судьбы именно здесь, на трассе в Монце, фон Трипс дважды попадал в тяжелые аварии, в 1956 и 1958 годах. Третья авария унесла его жизнь. Столкнувшись с болидом Джима Кларка "Феррари" фон Трипса влетел на откос, после чего пилот катапультировался в ряды болельщиков. Общее число погибших составило 13 человек. Суд над Джимом Кларком длился 2 года. Он обвинялся в смерти немецкого гонщика, но был полностью оправдан. Дело в том, что в Италии происшествия с летальным исходом подлежат судебным разбирательствам. В свое время и на Альберто Аскари было заведено дело по обвинению в гибели болельщика. Знаменитый Энцо Феррари считался причастным к смерти гонщика Альфонсо де Портаго, а также нескольких зрителей. Тем не менее, оба были оправданы. В 1978 году в результате массового столкновения на трассе шведский гонщик Ронни Паттерсон был доставлен в больницу с переломами ног и легкими ожогами. Никто и не предполагал, что он может погибнуть. Но во время операции на ногах он скончался от эмболии. В его смерти тогда обвинили гонщика Риккардо Патрезе. Впрочем, так же, как и с его предшественников, обвинения с него были сняты.

Невиданное доселе событие произошло в мире автогонок в сезоне 1970 года, когда звание чемпиона было присуждено погибшему в Монце четырьмя неделями раньше австрийскому гонщику Йохену Риндту. Перед стартом Риндта беспокоили набедренные ремни безопасности. И не зря... При торможении в повороте "Параболика" болид австрийца вышел из-под контроля. Машина врезалась в ограждение. Пилот был пристегнут лишь плечевыми ремнями и от удара выскользнул вперед, край приборной доски вонзился ему в шею. Однако по сумме баллов он лидировал, а в оставшихся гонках сезона соперникам не удалось набрать необходимого количества очков, чтобы опередить погибшего Риндта. Жаль только, что до своего триумфа Йохен не дожил.

Сезон 1982 года унес жизни двух замечательных гонщиков: Риккардо Палетти, а также одного из талантливейших пилотов своего времени, канадца Жиля Вильнева из команды "Феррари". Его сын Жак станет впоследствии чемпионом мира 1997 года. Участия в Гран-При Бельгии в Спа Жиль Вильнев так и не принял. Его ждало роковое столкновение в квалификации. При входе в поворот красный болид Жиля под номером 27 задел передним колесом автомобиль Йохена Масса, в результате чего машина Вильнева несколько раз перевернулась и рухнула на асфальт, а самого гонщика выбросило из кокпита. Он лежал у отбойников вдали от обломков. Бригада медиков попыталась оказать ему первую помощь, но шансы были ничтожны. В госпитале Святого Рафаэля выяснилось, что у Вильнева смертельный перелом позвоночника. Узнав об аварии, его жена, находившаяся в Монако, немедленно выехала в Бельгию. После шести часов упорной борьбы за жизнь Жиля Вильнева не стало. Он умер, так и не придя в себя...

После этих страшных событий злой рок отступил с трасс "Формулы-1", освобождая гонщикам дорогу, но через 12 лет он вернулся с новой силой. Коммерческий ли интерес, желание привлечь еще большее внимание к и без того самым элитным гонкам "Формулы-1", сподвигли руководителей внести коррективы в правила? Так или иначе, перед чемпионатом мира 1994 года, согласно новым правилам, были отменены многие из электронных систем управления болидами, что повлекло за собой соответствующие последствия. Красными буквами вписано Гран-При Сан-Марино в Имоле в историю автогонок. Первая авария произошла в квалификационном заезде с молодым бразильским гонщиком Рубенсом Баррикелло. Не справившись с управлением, он врезался в заграждение и получил сотрясение мозга. Далее последовала еще более тяжелая авария, исход которой стал летальным. У дебютанта чемпионата мира, австрийца Роланда Ратценбергера при прохождении квалификации на скорости 320 км/ч от болида оторвалось антикрыло, после чего он врезался в отбойник.

Несмотря на все это меркантильные владельцы гонок добились возможности продолжать соревнования, хотя на их отмене и настаивала полиция.

Драматические события квалификации, несомненно, сыграли свою роль в психологическом настрое гонщиков. Символично также и то, что в день старта шел дождь, будто природа проливала свои слезы на трассу Имолы. И лишь только был дан старт, как столкнулись два болида, и отлетевшее колесо попало в зрителей. Несколько человек пострадало. Обломки с трассы благополучно убрали, и гонка возобновилась, чтобы отнять жизнь у еще одного выдающегося пилота Айртона Сенны. В сложном повороте "Тамбурелло" гоночное авто трехкратного чемпиона мира с огромной силой врезалось в отбойник. От разрыва височной артерии и большой потери крови, так и не очнувшись, Сенна скончался в больнице.

К сожалению, этот траурный уик-энд в Имоле не стал точкой в хронологической ленте катастроф "Формулы". Всего через две недели на Гран-При Монако допущенная Карлом Вердлингером ошибка при выходе из тоннеля едва не стоила ему жизни. В течение трех недель он находился в коме, а все из-за того, что при столкновении сильно ударился головой об элемент новых пластмассовых отбойников с водой. Пройдя курс реабилитации, Карл возобновил тренировки и через год вернулся в "Формулу-1". Однако 10 ноября 1995 года он принял решение уйти, проехав несколько кругов и отказавшись от дальнейшего выступления. Дело в том, что, пережив аварию в Монако, само столкновение Вердлингер не помнил, потому и страха перед гонкой не испытывал. Но в тот день, 10 ноября, в Аделаиде в аварию попал другой гонщик - Микка Хаккинен. Его болид вышел из-под контроля в одном из поворотов в квалификации. Машина отлетела в отбойник. Когда Карл Вердлингер увидел эту трагедию, память о пережитом ужасе во время собственного столкновения вернулась к нему. Он больше не смог участвовать в "Формуле-1". Хаккинен же после ударов не мог дышать, так как кислород перестал поступать в мозг. И если бы в составе медбригады тогда не оказалось нейрохирурга, то избежать самого худшего было бы невозможно. Но удивительно, что даже среди горя и боли находится место для чего-то светлого и прекрасного. Несчастье помогло Микке Хаккинену обрести любимую жену. Ею стала девушка, дежурившая у его кровати все время, что он провел в больнице. Кстати, он стал чемпионом 1998 и 1999 годов.

Аварии на гонках, как известно, представляют смертельную опасность не только для самих пилотов. Зачастую отлетевшие обломки столкнувшихся болидов могут погубить и зрителей, и обслуживающий персонал гонок, как случилось на одном из Гран-При Италии, когда от полученных повреждений скончался работавший на трассе мужчина.

На самом деле, несчастных случаев, в том числе с летальными исходами гораздо больше, чем описано в данной статье. Ведь кроме "Формулы-1" существуют и другие автогонки со своими хронологиями смертей. Так как же быть: относиться к этому как к, увы, неотъемлемой части автомобильных соревнований? Как бы то ни было, остается лишь надеяться и верить в то, что безопасность пилотов всегда будет цениться превыше всего, что организаторами будут приниматься все возможные меры по предотвращению несчастных случаев на трассах, а также в то, что на самых популярных в мире гонках "Формулы-1" больше не погибнет ни один человек.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно