aif.ru counter
50

Учимся водить

АиФ Я хочу всё узнать! № 22 16/11/2004

Дорогие друзья. Клуб "АСпорт" продолжает знакомить вас с различными аспектами автомобильного дела. Помня свое обещание патронировать ваши шаги в мире моторов, мы предлагаем материал на очень важную тему - как правильно начать свою водительскую жизнь.

Очень важно, чтобы с самого начала освоения автомобиля водитель правильно отнесся к предмету - чтобы были расставлены необходимые приоритеты, чтобы было полноценное представление о предназначении и возможностях автомобиля и, наконец, самое главное, чтобы сформировалось правильное отношение к вождению и понимание своей роли в качестве "капитана корабля". Существует немало информации про водительскую науку - от "первых шагов" и "тысячи и одного совета начинающим" до "советов бывалых" и "экстремального вождения". В каждом таком материале авторы стараются дать максимум разнообразных советов и привести массу примеров из жизни. Многие из встречающихся советов, безусловно, полезны, но встречаются и весьма сомнительные. Мы же, в свою очередь, дадим вам некий базис - то правильное понимание предмета, которое позволит вам впоследствии грамотно оценивать все происходящее и трезво осмыслять любую обучающую информацию. Мы поговорим о фундаменте, на основании которого вы сможете сформировать навыки высокого водительского мастерства.

Итак, что же такое качественное вождение автомобиля? Грамотность водителя состоит из нескольких частей, это: понимание технических вопросов, связанных с управлением, далее идут механические навыки водителя и, наконец, понимание физики происходящих процессов. Теперь разберем это все по порядку.

Что мы подразумеваем под "техническими вопросами"? Пусть не пугаются "гуманитарии", речь не идет о необходимости досконального изучения матчасти (спросите у своего военрука, что означает этот термин). Мы не будем настаивать на углублении в дебри конструктивных особенностей автомобиля и запоминании десятков технических терминов. Знание технических вопросов обозначает то, что водителю следует понимать, что он делает и для чего. Любое движение, которое производит водитель руками или ногами, должно быть осознанным выбором. В противоположность этому часто при обучении идут по пути простого запоминания инструкций. Этот путь быстрее - заучил последовательность действий и вроде как поехал... Тем не менее следует четко понимать то, что вождение автомобиля является бесконечно творческим процессом и у водителя имеется немало разнообразных возможностей. Понятно, что любая простая инструкция является узкоспециализированной - в каких-то обстоятельствах она сработает, а в каких-то - нет. Поэтому водители, которые просто выполняют чьи-то указания, не задумываясь о причинах и задачах того или иного действия, весьма уязвимы, т. к. не могут реализовать весь потенциал автомобиля в различных ситуациях. Значит, для того, чтобы не выполнять тупо набор инструкций или жесткую последовательность действий, а совершать осознанные движения, следует разобраться в первоисточнике - что именно происходит, когда я делаю то или это? Что происходит при нажатии той или иной педали, для чего я переключаю передачи, по какому принципу я их подбираю, что при этом происходит и т.д.? Когда вы четко себе представляете смысл всех действий, тогда каждое из них становится осознанным и рациональным. Совершив какое-либо действие, водитель должен четко почувствовать результат - я сделал то-то и то-то, в результате этого изменилось вот это, и я добился того, чего хотел. В следующий раз, когда такой результат мне будет не нужен, - я сделаю по-другому. В результате такого осознанного подхода водитель начинает управлять автомобилем точными и максимально эффективными действиями. Это очень важно - помните, в сложной ситуации у вас не будет времени на лишние и неэффективные действия!

Правило N 1. Разберитесь, что и для чего вы делаете - управляйте автомобилем осознанно.

Теперь механические навыки. Вроде бы нет ничего особенного в процедуре нажатия на педали и повороте руля. Тем не менее, эти действия можно выполнять по-разному. От того, насколько вы научитесь правильно двигать руками и ногами, зависит скорость и точность при реализации задуманного плана. Необходимо освоить определенную технику руления. Важно уметь вращать руль быстро, не менее важно уметь вращать его медленно, а также переключаться с режима на режим. И чтобы руки в бантик не завязывались, и чтобы было удобно. При этом можно будет точно понимать в какую сторону и насколько повернуты колеса. Отточенная техника руления позволит в любой момент внести необходимые корректировки на нужную величину и с нужной скоростью. Очень важна посадка водителя - это фундамент всего управления. Через правильную посадку водитель сможет получить максимум информации о поведении автомобиля посредством своего вестибулярного аппарата, а также сохранять внимательность и адекватное восприятие окружающей среды. Важно, как располагаются руки, ноги, куда смотрят глаза. Вы можете не поверить, но даже то, как вы беретесь за рычаг КПП, тоже имеет определенное значение. Как известно, цепь рвется в месте самого слабого звена - неуверенное поведение водителя в любом виде движений может привести к неприятностям. Таким образом, сформированная механика движений водителя либо позволяет выполнять необходимые действия вовремя и точно, либо, при неправильной базе, - нет. И тогда бывает очень обидно, когда "голова знала, что делать, а руки и ноги просто не смогли это выполнить..."

Правило N 2. Отработайте надежную и удобную механику движений - все действия должны быть точны и физиологичны.

Правильное понимание своих действий, подкрепленное оптимальными механическими навыками, позволяет водителю сформировать такой стиль вождения, при котором он больше не задумывается о методах управления автомобилем - он может потратить все свое внимание на оценку окружающей обстановки и принятие правильных решений о своем поведении на дороге. Это то же самое, как ходить пешком - если вы будете думать о своих ногах: "левой, правой, левой, правой..., лишь бы не сбиться", то вы и ста метров не пройдете. На самом деле вы полностью контролируете свои ноги и давно перестали о них думать - вы решаете куда идти. Так и в машине - свободное грамотное управление подарит вам истинное удовольствие от езды, в то время, как неправильная база будет вечной причиной вашей нервозности и неуверенности.

И третье, самое главное - понимание физики процесса. До тех пор, пока вы едете со скоростью 30 км/ч, вам вообще ничего не нужно знать об этом - ничего не случится. А вот когда вы разгоняетесь, все становится не так уж просто. Уже требуется понимать, что, в конце концов, автомобиль - это тяжелый физический объект, весом до 2-х тонн, на четырех точках опоры. Он цепляется за дорогу только четырьмя колесами - ни якоря, ни парашюта в нем нет. Так что вся мощь сумасшедшего двигателя, сила безумных тормозов и очень умные электронные мозги совершенно бесполезны, если колеса не могут зацепиться за дорогу. Они просто не могут выполнить ту работу, которую вы им предлагаете - автомобиль не будет разгоняться, не будет тормозить и не будет поворачивать так, как вы ожидаете. Возможности колес не могут быть безграничны. Чем выше скорость, тем труднее этим четырем маленьким колесам управляться с такой тяжелой штуковиной, как автомобиль. Уже на скорости 60 км/ч машина превращается в металлический таран, который летит, сметая все на своем пути. Если запустить этот таран не туда, можно навлечь серьезные беды. А посему, водителю следует представлять, как колеса выполняют свою работу, какие силы на них действуют, чтобы знать, какую работу им можно предложить, а какую не надо, потому, что они ее все равно не выполнят. Не стоит рассчитывать на то, что автомобиль будет всегда просто и однозначно реагировать на ваши желания - поворот руля вправо не всегда приводит к движению направо... Необходимо помнить то, что законы физики, которые действуют на автомобиль, неизменны и непреклонны, их нельзя обмануть или отодвинуть, им все равно, какой конструкции и стоимости ваша машина, и сколько наград вы завоевали за рулем "Формулы-1". Остается их только знать и работать с ними аккуратно и уважительно.

Правило N 3. Не замыкайтесь только на общении с рулем и педалями - автомобиль, это, прежде всего, движущийся объект, задумайтесь о законах его движения.

В результате трех описанных частей складывается тот самый стиль вождения, который основан на точном знании и грамотном умении. Такой водитель будет надежно контролировать автомобиль в любых условиях. Для него не будет уже ни страхов перед "неизведанным", ни веры в "сказки", ни халатности по незнанию.

В будущих статьях мы подробно остановимся на каждом элементе водительского мастерства и поможем вам разобраться во всех тонкостях. А сейчас обратим внимание на главное - учитесь ответственно. Помните, что не существует разных стилей вождения - летнего, зимнего, дневного или ночного, быстрого или медленного. Существует один стиль - он либо грамотный, либо не очень. В первом случае он выручает всегда и везде, во втором - нет. Также следует помнить, что знать и применять - это разные вещи. Если вы все читали, пробовали и знаете, но не привыкли действовать грамотно по умолчанию в своей ежедневной практике - все эти знания вам не помогут. Расслабленное и беззаботное поведение за рулем может иметь место только при определенных обстоятельствах - когда обстановка позволяет побаловаться. Но, если такое поведение это то единственное, что вы умеете, - ждите неприятностей. Поэтому всю ту науку, которую вы получите от нас, либо от других квалифицированных водителей, необходимо закрепить до автоматизма, довести до уровня постоянного выполнения, когда другие варианты станут для вас попросту неудобными.

И наконец, несколько слов о качестве обучения. Вы сейчас находитесь в выгодном положении - у вас пока нет неправильных "махровых" привычек. Очень важно правильно начать, чтобы сформировать нужные навыки. Переучиваться потом, после многолетнего стажа, намного труднее. Неразумный подход к обучению может превратить процесс знакомства с автомобилем в рулетку - кто-то успел самостоятельно освоиться с новыми знаниями и ощутить радость управления автомобилем, а для кого-то вождение превратилось в трудный, страшный, мучительный и непонятный процесс. Мы говорим слово "успел" - так оно и есть. Способность к вождению при плохом обучении практически никак не характеризует умственные показатели водителя. Это зависит от случайных внешних факторов - кто-то сумел получить благоприятную начальную практику и методом "научного тыка" добрался-таки до нужных навыков, а кто-то не успел - получил сильный стресс в начале водительской карьеры, испугался и увидел мир "в черном цвете". Внимательно относитесь к качеству работы того, кто вас учит, - если вам что-то не могут или не хотят объяснять, если вы упираетесь в непонимание, халатное или агрессивное отношение, вам не сюда. Плохой старт может отравить всю последующую практику за рулем. Так, что опасайтесь поделок :))...

Желаем вам удачи в водительских начинаниях и готовы оказать всестороннюю обучающую помощь в этом замечательном деле.


Клуб "АСпорт" - это многолетний опыт и высочайший профессионализм в автоспорте и автоделе.

Мы знаем, умеем и можем этому научить!

Информация о деятельности клуба "Автомобильный Спорт" на www.Rally-school.ru.

Самое интересное в соцсетях

Загрузка...

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы