Примерное время чтения: 9 минут
291

Ведьма из Блэр

Когда слышишь слово "ВЕДЬМА", перед глазами невольно возникает образ дряхлой старушонки с длиннющим носом, с противной бородавкой на нем, в колпаке, скошенном на бок, надетом на маленькую голову, покрытую жиденькими волосами, в плаще и в черных туфлях с заостренными носами и с золотой пряжкой. Старуха эта непременно летает на метле и находится в окружении черных кошек и прочей устрашающей живности.

Образ ведьмы

По древним поверьям ведьма непременно должна жить в старом заброшенном, гнилом местечке. Каждую ночь, оставшись одна, в полумраке ведьма варит зелья на всякие случаи жизни. Иногда, чтобы отравить кого-нибудь, иногда, чтобы наслать беду или мор, иногда, чтобы превратиться в какое-нибудь немыслимое животное и испугать окружающих до смерти.

Существует несколько вариантов происхождения этого образа. Отчасти это заслуга творчества демонологов начала нового времени, отчасти европейский фольклор повлиял на создание такого необычного портрета. Стоит отметить, что даже на многих гравюрах XVI-XVIII веков изображается один и тот же сюжет: женщины всех возрастов в обнаженном виде, окруженные горами волшебных и магических книг, черепами, жабами и змеями, варят противное зловонное зелье. Не менее популярно изображение ведьм, летящих на шабаш.

В работах теологов XV-XVII веков образ колдуньи формировался постепенно на основе древнего наследия. Олицетворенная ведьма вобрала в себя черты ветхозаветной Лилит, Цирцеи (именно той волшебницы, которая превратила слуг Одиссея, возвращавшихся на свою родину Итаку после захвата Трои, в свиней), античной богини Дианы, Медеи и женских образов произведений Горация и Вергилия. Картина стала еще более полной, когда была выдвинута новая гипотеза о необычных способностях ведьм. Любой народ признает идею о том, что некоторые люди обладают сверхъестественными способностями и могут делать вещи, которые другим не под силу. Так вот, в средневековой Европе такого рода способности стали ассоциироваться с сатаной. Люди были убеждены, что на теле ведьмы непременно должна оставаться особая отметина, нечувствительная к боли. Чтобы стать ведьмой, необходимо было продать свою душу дьяволу, после чего приобретались все сверхъестественные умения. Так же считалось, что колдунья не может утонуть в воде. Очень часто при судебных разбирательствах на телах искали дьявольские отметины, если же таковые не были найдены, то обвиняемым в колдовстве связывали руки и проверяли, тонут они в воде или нет. Если же предполагаемая ведьма отказывалась сознаться на допросе в своих деяниях, то ее уже без сомнения обвиняли в причастности к "черным" делам, так как считалось, что нежелание причислять себя к ряду последователей дьявола уже было признаком бесчеловечности.

Что касается европейских крестьян, то они себе представляли все совсем по-другому. В их понимании, ведьмой вовсе не обязательно должна была быть женщина. Мужчина с таким же успехом мог продать душу дьяволу. Зачастую люди с физическими недостатками, сварливые, нелюдимые и одинокие страдали от того, что их как раз и считали посланниками сатаны. Их все боялись и старались быть пообходительнее, чтобы, не дай Бог, не вызвать гнев и не наслать на себя какую-нибудь беду. Но если вдруг происходил какой-то скандал, то совершенно естественным был тот факт, что все шишки сразу же летели на предполагаемого колдуна. Больше всего крестьяне боялись не ночных полетов и не некой связи с дьяволом, а личных неприятностей, которые им могли доставить "черные" силы. Касаясь религии, стоит заметить, что, в отличие от католиков, протестанты категорически отвергали все, что хотя бы отдаленно могло им напомнить о магии. Католическая церковь в этом плане спокойнее относилась ко всякого рода знахарям и даже мирилась с существованием дьявола, тем самым, объясняя дохристианские представления. На самом деле в католичестве было достаточно магии, а в монастырях прихожанам и паломникам предлагались всякие целебные средства и защиты от ведьм. Вскоре произошла реформация, которая привела к введению инквизиции. Ведьмы отныне сжигались не за магию, а за ересь - договор с сатаной и за службу ему.

Что же насчет православной веры?

Американские исследователи убеждены, что Россию ведовская истерия не коснулась в виду того, что в восточном христианстве по-особому относились к человеческому телу, чего нельзя сказать о католичестве и тем более о протестантизме. Православных христиан женское тело пугало значительно меньше, чем религиозных фанатиков на Западе, поскольку первые не были настолько убеждены в "греховности" человеческой плоти. В России просто-напросто не было теологической теории, и о дьяволе речь заходила крайне редко. В 1715 году Петр I издал указ, которым перекрыл все пути доносчикам, обвинявшим всех и вся в колдовстве. Вследствие этого, даже священники старались быть аккуратнее в своих проповедях, касающихся темы колдовства. Более того, Запад в те времена находился в серьезном кризисе, который в дальнейшем вылился в ряд кровавых религиозных войн. Православие же, к счастью, такая "неприятность" обошла стороной.

Как появились ведовские процессы

История гласит, что "охота на ведьм" началась давным-давно, но точкой отсчета активных ведовских процессов считается 3 ноября 1324 года. В этот день в Ирландии была сожжена заживо служанка одной состоятельной дамы Петронилла де Митс. Хозяйку бедной девушки, Алису Кайтелер, обвиняли сразу в нескольких деяниях: отречение от церкви, связь с "демоном", попытка узнать будущее с помощью "темных сил" и отравление 3 своих мужей. Дама была достаточно влиятельной, чтобы противостоять обвинителям, но все же предпочла перебраться в Англию. После отъезда леди Алисы все "грехи" естественно переложили на ее приближенную Петронилллу. Несмотря на то, что под поркой девушке пришлось сознаться во всех деяниях ее госпожи, ее все равно отлучили от церкви и прилюдно сожгли. Именно эта история стала одной из первых во всем известной "гонке" за ведьмами, продлившейся несколько веков и забравшей жизни около 100 тысяч человек. На самом деле, в XIV веке все только начиналось, а настоящая охота началась уже в более поздний период, приблизительно во второй половине XVI века. В век "научной революции" были сожжены сотни тысяч "ведьм", приговоренных к такому окончанию жизни профессорами разных университетов. Только за последние 10 лет, во многом благодаря невероятной работе исследователей, сумевших "перелопатить" огромное количество архивных монастырских, муниципальных и судебных книг, появилось немалое количество информации, посвященной "охоте на ведьм".

Как реакция на любую новую, феноменальную тенденцию, появилось значительное количество версий возникновения массовых ведовских процессов. Что закономерно, ни одну из них нельзя назвать исчерпывающей. Каждая на определенном этапе изучения вызывает те или иные сомнения. Тем не менее, о самых интересных стоит рассказать поподробнее.

Версия N1

Охота на ведьм стала продолжением искоренения ереси. Последователи этого предположения утверждают, что для инквизиции ведьмы представляли собой организованную сатанинскую секту, а охота на них началась в VII веке. После появления в XI-XII веках различных еретических течений католическая церковь задалась вопросом, как прекратить такого рода неурядицы. В 1215 году она пришла к выводу, что стоит организовать специализированную организацию - папскую инквизицию. Орган был незамедлительно создан, и задачей его было разыскивать и наказывать еретиков. Тем не менее, уничтожение ведьм вовсе не было целью инквизиции. К смерти приговаривались лишь те, кто был причастен к еретическим движениям. Более того, очень часто выносились оправдательные приговоры.

Версия N2

Наравне с так называемыми изгоями - евреями и прокаженными - ведьмы преследовались как некие "внутренние враги". Например, в Германии уже в XI веке появляются первые гетто для евреев. С этого-то и начинаются массовые убийства людей этой национальности. Еще одним ярким примером является закон против прокаженных и гомосексуалистов, изданный во Франции в 1179 году. Некоторое время спустя из Франции изгоняются евреи. И, наконец, здесь же, на территории этого государства происходят массовые убийства прокаженных. На мой взгляд, такая версия является несколько сомнительной, поскольку она не объясняет причины охоты на ведьм.

Версия N3

Эта версия является одной из самых интригующих. Оказывается, согласно ей, ведовские процессы - это не что иное, как война мужчин против женщин. Жюль Мишле был создателем этой гипотезы, которую выдвинул в своей книге "Ведьма и женщина". Очень нравится эта версия представителям феминистского движения, и является неплохим аргументом в пользу обоснованности своих выступлений. Но, увы, два слишком "ярких" факта мешают этой версии стать реальной. Во-первых, среди обвиняемых в колдовстве было очень много мужчин. В Нормандии, например, мужчины составляли подавляющее большинство. Во-вторых, женщины зачастую сами выступали обвинителями в причастности людей к "темной" силе.

Версия N4

Массовый психоз, вызванный нескончаемыми стрессами, такими, как войны, эпидемии, голод, стал следствием охоты на ведьм. Версия эта достаточно курьезна. Но приходится признавать, что длительность эпохи преследования ведьм мешает принять ее. Более того, в противном случае пришлось бы соглашаться с тем, что психическим расстройством страдали не "усталые" крестьяне, а сами ученые - демонологи. Тем более что историки доказали, что рассказы обвиняемых в причастности к "темным" делам о том, что они и вправду летают на метлах на шабаши, были не просто признаниями в своих деяниях, а скорее просто ответами на вопросы следователей. Вернее желаемыми ответами на вопросы следователей, по мнению которых, именно этим и должны были заниматься ведьмы в повседневной жизни. У обвиняемого просто не оставалось выбора. Зачем мучить себя под пыткой, если исход все равно одинаков?! Так спрашивается, кто в итоге страдает от психического расстройства?!

Версия N5

Появление демонологических трактатов способствовали распространению ведовской истерии. Эти инструкции по поиску и искоренению ведьм базировались на Ветхом завете: "Ворожее не оставляй в живых". "Молот ведьм", написанный монахами - доминиканцами Шпенгером и Инститорисом, был издан в 1487 году по поручению папы Иннокентия VIII. В течение двух веков после создания трактата, его 29 раз переиздавали и использовали для формализации судебных допросов. В XVI-XVII вв. появляется значительное количество подобных изданий. Из таких трактатов и складывался образ дьявольской служанки - ведьмы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно