Примерное время чтения: 16 минут
291

Тайна туринской плащаницы

Вот уже несколько веков в Соборе Иоанна Крестителя итальянского города Турина хранится великая реликвия христиан - древняя льняная ткань с золотистыми следами, называемая Туринской плащаницей. Ее тщательно оберегают как величайшую ценность. Особое защитное устройство содержит шесть листов пуленепробиваемого стекла, а во внутренний контейнер для уничтожения вредных микроорганизмов постоянно подается смесь азота, кислорода и аргона. За последние сто лет реликвию разворачивали и показывали всего три раза.

Что же привлекает такое внимание к этому отрезу старинного полотна? И что за изображение таится на нем?

Согласно евангельскому повествованию, благочестивый Иосиф из Аримафеи получил у Понтия Пилата разрешение похоронить умершего на кресте Иисуса Христа. Усопшего завернули в плащаницу, пропитанную благовониями, и положили в погребальную пещеру. Вход завалили огромным камнем. На следующий день была суббота, и по иудейскому закону все дела строго возбранялись. А когда в воскресенье утром его близкие пришли к пещере, то тела в склепе не оказалось, на полу лежали только развернутые пелены.

Вот об этих-то пеленах и идет речь. Считается, что Туринская плащаница - та самая ткань, в которой воскрес Богочеловек, оставив на ней свое изображение.

Действительно, на полотнище размером 4,36 на 1,1 метра, если посмотреть на него с расстояния в несколько метров, расплывчатые золотисто-желтые пятна образуют две фигуры обнаженного мужского тела - на одной половине плащаницы вид спереди, на другой - со спины. Изображение не очень яркое, но детальное: легко различаются черты лица, волосы, борода, губы, пальцы...

В 1898 году фотографу Секондо Пиа впервые разрешили отснять полотно. Каково же было его изумление, когда во мраке лаборатории на мокрой фотопластинке стал проявляться позитивный портрет Иисуса Христа. Получалось, что изображение на плащанице представляло из себя негатив. Открытие вызвало потрясение в научном мире - ведь изобретение фотографии датируется 1839 годом. Фотографа даже обвиняли в фальсификации. Но, как оказалось, это был не единственный сюрприз первого фотографирования. За счет значительного повышения контрастности фотография выявила множество уникальных подробностей, которые нельзя было различить на самой ткани. Это послужило импульсом к началу научного исследования плащаницы.

Первым был профессор сравнительной анатомии из Сорбонны Ив Делаже. В 1900 году он пришел к выводу, что в результате неизвестного науке процесса на ткани появилось анатомически правильное изображение человека, чье тело хранило следы жестокого бичевания и казни на кресте.

Сообщение обрадовало христиан, однако не все разделяли восторга верующих. Скептики утверждали, что плащаница является продуктом средневекового художественного творчества. Поводом для сомнения скептиков служили досадные пробелы в истории плащаницы. Дело в том, что проследить ее историю день за днем можно лишь начиная с 1353 года, когда она появилась во владениях графа Жоффруа де Шарни.

Сам граф почему-то не мог, а, быть может, просто не хотел объяснить, как к нему попала эта святыня. Местный епископ, рассудив, что неожиданное появление такой реликвии свидетельствует, вероятней всего, о ее подложности, пожаловался в Рим. Чтобы сгладить конфликт, папа Климент VII разрешил выставлять плащаницу, но лишь объявив ее художественным полотном. Именно на это обстоятельство чаще всего ссылаются сторонники "рукотворной" версии. Однако, несмотря на заявление епископа о якобы имеющихся у него письменных признаниях художника, никто этих признаний никогда не видел. И многочисленные обещания скептиков опубликовать их в скором времени оказались, увы, лживыми.

Есть еще одно соображение, которое в качестве аргумента приводят отрицающие подлинность плащаницы: для иудеев все предметы, соприкасавшиеся с мертвым телом, считались "нечистыми", и их непременно уничтожали. Это, действительно, так. Но в данном-то случае речь идет не о смерти, а о Воскрешении! И аргумент этот как раз подтверждает то, что сохранившие плащаницу апостолы, несомненно, видели Воскресшего.

Где же была она столь долгое время? Можно предположить, что для того, чтобы уберечь святыню от посягательства гонителей христиан, ее на долгие годы укрыли в тайнике. Документальных свидетельств, к сожалению, мало.

В 631 году епископ Сарагосский Бролион в письме упоминает о "плащанице, в которую было завернуто тело Господне". А примерно в 640 году епископ Аркульф, побывавший в Иерусалиме с паломничеством, свидетельствовал, что "он видел и целовал плащаницу Господню, покрывавшую чело его, когда он лежал в гробу". В VIII веке византийский богослов и поэт Иоанн Дамаскин также утверждал, что реликвия находится в Иерусалиме. Далее ее след обнаруживается уже в Константинополе. В 1204 году французский рыцарь Робер де Клари во время IV Крестового похода участвовал в осаде Константинополя. В его описании событий есть рассказ о монастыре с церковью Пресвятой Богородицы, в которой хранилась плащаница Иисуса Христа.

Можно не сомневаться, что она стала трофеем крестоносцев, но где она находилась до того, как попала к графу де Шарни - загадка. Впрочем, одно предположение есть. В 1307 году король Франции Филипп Красивый арестовал членов Ордена Тамплиеров и предал их суду инквизиции, а в 1310 году обвиненные в ереси рыцари во главе с магистром были сожжены на костре. Среди них был и приор Нормандии, который носил имя... Жоффруа де Шарни.

Трудно сказать, случайно ли это совпадение, но точно известно, что тамплиеры участвовали в разграблении Константинополя. Если предположить, что Шарни-второму плащаница досталась от тамплиеров, то становится понятным его желание скрыть ее происхождение: признаться в связи с еретиками было слишком опасно.

В 1452 году Маргарита де Шарни передала плащаницу герцогу Савойскому, а спустя столетие столицей герцогства стал Турин. Там плащаница и обрела свое постоянное пристанище и стала называться Туринской.

Понятно, что на основании этих сведений доказать подлинность реликвии практически невозможно. Поэтому-то у всех и вызывала такой интерес возможность научного исследования плащаницы. Долгое время католическая церковь не давала разрешения на эксперименты, но в 1978 году для ученых, наконец, настал звездный час. С 9-го по 13-е октября специалисты самых разных областей науки были допущены для работы с плащаницей. В их распоряжении было восемь тонн уникальной аппаратуры. Плащаницу фотографировали в ультрафиолетовом, инфракрасном и рентгеновском диапазонах, а также проводились работы в поляризованном свете. Были собраны мельчайшие частицы с поверхности и аккуратно вырезаны несколько нитей. Специальному анализу были подвергнуты пятна крови и анатомические подробности изображения. Для анализа полученных данных потребовалось три года.

Выяснилось, что рост усопшего был 175-180 см, а вес 75-80 кг. Ориентировочный возраст - от 30 до 45 лет. Столь приблизительные цифры получались из-за того, что ноги в коленях были присогнуты, а голова покоилась на каменной подушке. Эта поза полностью соответствует расположению костей раскопанных погребений в Кумране, которые датируются I веком н.э.

Многочисленные кровоподтеки выявили страшную картину: на теле страдальца насчитали 98 следов от удара плетью, называемой "флагрум" и состоящей из двух-трех ремней с металлическими гирьками на концах. От ее удара лопалась кожа и на теле оставалась глубокая рана.

На голове около 30 кровоподтеков из-за проколов, сделанных шипами. Вопреки распространенной иконографии "терновый венец" на самом деле имел форму не венца, а шапочки, покрывающей всю голову. Этот факт косвенно подтверждает нерукотворность изображения, так как художник скорей всего создал бы известный и уже привычный образ.

На лице ссадины и опухоли - следы побоев. Поврежден нос, по-видимому, от удара палкой. В области запястья и на ступнях сквозные раны размером 1х1 см от гвоздя квадратного сечения. Между пятым и шестым ребром на теле овальный прокол 4,5х1,5 см, нанесенный колющим предметом с правой стороны. На коленях ссадины от падений, на плечах и в области затылка - повреждения от тяжелой перекладины креста. Все детали полностью совпадали с евангельским повествованием.

Установили, что ткань была изготовлена вручную по технологии I века, применяемой на Ближнем Востоке. Более того, тип скручивания пряжи характерен именно для Палестины, а размер полотна кратен стандартным мерам длины, применяемым в античности.

Исследуя образцы пыльцы, снятой с поверхности плащаницы, швейцарский ботаник и криминалист Макс Фрай поначалу был озадачен, не сумев идентифицировать большинство из них. Оказалось, что такие растения не растут в Европе, поэтому и не были знакомы ему. Фраю пришлось совершить семь поездок на Ближний Восток, чтобы добыть пыльцу растений тех мест. В результате он определил 49 видов пыльцы, 13 из которых произрастают только в окрестностях Иерусалима.

Далее. Было проведено 12 специальных тестов, подтвердивших подлинность крови. Ученые даже сумели установить, что она принадлежит к IV группе. В результате спектроскопических исследований в ее следах были определены гемоглобин, альбумин и билирубин. Причем, повышенное содержание в крови билирубина, по мнению врачей, напрямую связано с издевательствами и пытками, которым подверглась жертва.

Ученым удалось узнать массу новых подробностей, но на главный вопрос - каким образом возникло изображение? - так никто и не сумел ответить. Более того, исследование породило ряд новых вопросов. Например, каким образом совершилось отделение ткани от тела? Установлено, что ткань соприкасалась с телом не менее 30 и не более 40 часов. Любой врач знает, как к кровавым ранам присыхает ткань. На плащанице же следы крови остались первозданными. Каким образом отделилось тело от четырех метров присохшего к бесчисленным ранам полотна, сохранив при этом естественную форму свернувшихся кровавых сгустков? И как объяснить то, что отпечатки в области спины не сплющены?

Вопросы, бесконечные вопросы... И вот для их разрешения к середине 80-х годов созрел план проведения радиоуглеродного анализа ткани плащаницы, который позволил бы установить ее подлинный возраст. Для анализа из левого угла нижней боковой части плащаницы вырезали узкую полоску 16x18 мм, и в 1988 году специалисты в лабораториях университетов Аризоны, Оксфорда и Цюриха приступили к работе. Увы, ученые получили разочаровывающий результат: радиоуглеродный возраст плащаницы - 1260-1390 годы. Выходило - скептики правы. Неужели изображение на плащанице творение рук человеческих?

Споры разгорелись с новой силой. Сторонники "рукотворной версии" воспрянули. Хотя в свете комплексного исследования плащаницы гипотеза о творении неизвестного художника начисто отпадала. Даже гениальному живописцу вряд ли бы удалось воспроизвести все мельчайшие детали изображения. Для этого потребовалась бы кисть длиной в 4,5 м, поскольку вблизи изображение сливается в едва различимые пятна. И не забывайте, пожалуйста, что на ткани - негатив!

И как быть с выводами экспертов о том, что кровь на плащанице впиталась в полотно раньше, чем появилось изображение? И откуда у средневекового художника могли быть знания о разнице между артериальной и венозной кровью, между кровью из ран живого человека и кровью из-под ребра умершего? А ведь именно это на разных частях плащаницы зафиксировали эксперты. Каким образом мог художник идеально расположить на полотне кровавые пятна - именно те, которые только и могли быть в данном месте, а потом к этим пятнам пририсовать тело?

Кстати, есть в изображении еще одна деталь, свидетельствующая о том, что отпечатки не нарисованы. В живописи принято соотношение пропорции головы к росту человека - один к восьми, на плащанице же это соотношение составляет один к девяти. Но, пожалуй, самое главное - на ткани не обнаружено следов краски. Установлено, что соломенно-желтый цвет волоконцев ткани получился в результате дегидратации целлюлозы. Не будем забивать читателю мозги описанием сложного химического процесса, а приведем наиболее простой пример дегидратации - пожелтение бумаги под воздействием солнечного света. Вспомните выгоревшие обои. А лен, как и бумага, содержит целлюлозу.

К сожалению, установить, какое именно воздействие произвело дегидратацию, не удалось. Ведь этот процесс совершается и при нагреве, и при радиационном излучении, при воздействии некоторых химических соединений и множестве других причин.

Но если изображение - не дело рук художника, то кого же? Быть может, какая-то религиозная средневековая секта повторила на одном из своих членов казнь, которой подвергся Иисус, и, сняв с него отпечаток, выдала ткань за погребальный покров? Существует и такая версия. В ней множество изъянов, но самое главное - она не объясняет, каким образом получен отпечаток.

В 40-х годах XX века некоторые ученые попытались смоделировать на ткани изображение, аналогичное изображению на Туринской плащанице. Они покрывали льняной тканью гипсовые статую и даже покойников, смазывая их смесью алоэ, мирры и человеческого пота. Затем примерно на 30 часов помещали их в прохладную сырую атмосферу, наподобие той, что бывает в склепах. Продолжительные эксперименты принесли плоды - на ткани получались грубые отпечатки бледно-коричневого цвета, которые обладали свойствами негатива. Казалось бы, ответ найден. Но вот беда: и в пробах со статуями, и в опытах с покойниками полученное изображение было искажено до неузнаваемости. Дело в том, что покрывающая тело и лицо ткань принимает отпечатки рельефной формы, а когда у снятого с тела материала расправляют складки, изображение раздается во все стороны. Вместо портрета получается безобразная карикатура. На Туринской же плащанице запечатлелся образ с абсолютно правильными пропорциями.

Эта загадка долго не давала исследователям покоя. Но время идет, и появляются новые технические возможности. В 1976 году Джон Джексон решил использовать в опытах анализатор изображений VP-8, созданный для получения рельефных карт лунной поверхности. С его помощью Джексону удалось получить объемное полномасштабное изображение. И что очень важно - без искажений. Ведь при обработке подобным способом обычных фотографий или рисунков происходило уродование облика.

Джексон доказал, что интенсивность потемнения частей изображения находится в прямой зависимости от расстояния между тканью и поверхностью тела. По его версии, изображение появилось в результате движения неких частиц перпендикулярно поверхности Земли. Из этого Джексон делает смелый вывод: сквозь плащаницу строго вертикально "прошло" тело.

Выходит, действительно - воскресение. А как же результаты радиоуглеродного анализа? Людям, не знакомым с этим методом датировки, он кажется непогрешимым. На самом деле, по словам специалистов, ошибки здесь встречаются очень часто. Ведь достоверность результата зависит от степени биологической загрязненности предмета. И в этом отношении, надо признаться, плащанице не повезло. За время своего существования она столько раз подвергалась различным воздействиям, что говорить о чистоте эксперимента не приходится. Посудите сами: радиологические лаборатории требуют, чтобы образцы для анализа не находились в бумажных конвертах даже несколько недель, а на Туринскую плащаницу с 1532 года влияет пришитая к ней ткань поддержки из голландского полотна.

В течение столетий на поверхности ткани накапливались жиры, протеины и остатки углеводородов. В хронике есть упоминание о том, что в 1508 году плащаницу, чтобы проверить на подлинность, проваривали в масле. Анализ, проведенный профессором Гарса-Вальдесом в 1993 году, убедительно показал, что волокна ткани покрыты естественными полимерами, которые образовались как продукт жизнедеятельности микроскопических грибков. Этот биопластик дает примесь молодого углерода и значительно смещает датирование в сторону "омоложения".

Радиоуглеродный анализ, оказывается, настолько тонкая штука, что на точность датировки оказывает влияние и среда обитания, где вырос лен, и его сорт, и даже вредители, пожиравшие листья. А если, к примеру, он вырос в области с постоянными вулканическими извержениями (типа Везувия в Италии), то радиоуглеродное датирование вообще теряет всякий смысл.

Еще одним мощным фактором "омоложения", безусловно, послужил пожар 1532 года, в котором ткань заметно пострадала. Серебряный ковчег, с находящейся в нем плащаницей, начал плавиться, раскаленная струя даже прожгла ткань. Горячий дым создал идеальные условия для присоединения "молодого" углерода.

Профессору Дмитрию Анатольевичу Кузнецову, специалисту в области биополимерной химии текстиля, удалось с помощью сотрудников Высшей инженерной пожарно-технической школы в Москве и аналогичной организации во французском городе Лионе смоделировать подобную ситуацию и провести опыты. Результат подтвердил ожидания: ткань, попавшая в такие условия, действительно, абсорбирует углерод и "омоложается". Когда же профессора Кузнецова спросили, каков же, по его мнению, возраст плащаницы, он уверенно ответил: "Около двух тысячелетий".

Многие ученые до сих пор не понимают, по каким причинам для анализа вырезали кусочек из самого неудачного места - в месте сгиба боковой полосы, всего в нескольких сантиметрах от прожженных участков, граничащих с пятнами воды. Весьма показательно, что средний вес анализируемых образцов составил 39 мг на 1 кв. см, в то время как средний вес всей плащаницы - 23 мг на 1 кв. см.

Надо сказать, что Туринская плащаница - не единственная реликвия, связанная с последними часами жизни Иисуса Христа. В испанском городе Овьедо хранится еще одна христианская реликвия - отрез льняной ткани размером 84x53 см, называемый "сударь". По преданию, этим полотном была покрыта голова Иисуса Христа с момента его смерти до снятия с креста. На нем нет никакого изображения, но его поверхность впитала в себя обширные кровавые пятна. Нити "сударя" имеют точно такой тип скручивания пряжи, как и ткань Туринской плащаницы, но самое главное: пятна крови на нем точно совпадают с конфигурацией следов и формой лика на плащанице. Применив специальную аппаратуру, исследователь Ален Вэнджер насчитал около 120 таких совпадений. И это еще не все. Кровь на "сударе" и на плащанице принадлежит к одной и той же группе - четвертой!

Перечисляя возможные причины ошибки датировки, мы чуть было не забыли о том, что еще в самом начале своего существования полотно соприкоснулось с таинственным воздействием, в результате которого возникло изображение, и которое, возможно, очень сильно повлияло на структуру ткани.

Загадочность этого явления не дает покоя ученым. Физик-ядерщик из Великобритании - профессор Китти Литл высказала предположение, что ткань подверглась действию ионизирующей радиации. С ее подачи физики серьезно занялись этой проблемой, а доктор Август Асетта даже пошел на весьма смелый опыт. Введя себе вещество с радиоактивным метиленом, он при помощи гамма-камеры изучал исходящую реакцию. Ему удалось повторить некоторые свойства изображения на Туринской плащанице, но всей уникальности отпечатков он так и не получил.

Приходится констатировать, что изображение на плащанице обладает характеристиками, которые по совокупности нельзя объяснить ни одной из предложенных теорий.

Удивительно красивую теорию изложил немецкий профессор Эберхард Линднер. По его мнению, произошла полная аннигиляция атомов тела, сопровождавшаяся излучением нейтронов и электронов. Все хорошо, но этот процесс требует колоссальной энергии для преодоления внутриядерных сил. Откуда в холодном теле, лежащем в склепе, может появиться немыслимая мощь в 7,5 - 8,5 x10 в 23-й степени эрг? И кто направит частицы на полотно строго определенным образом?

Впрочем, объяснения имеют значение лишь в том случае, если в плащаницу было положено тело простого смертного. Если же в ней находился Создатель Вселенной, все это удивления не вызывает.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно