aif.ru counter
54

Путевка в Космос или 10 000 000 нервных клеток

АиФ Я хочу всё узнать! № 7 06/04/2004

10 000 000 $ получит тот счастливчик, который сможет "своими руками" построить ракету и взлететь в космос. Казалось бы, желающих взяться за такую невероятно сложную и для нас, простых смертных, невыполнимую работу, будет немного. Но нет.... Авантюристов нашлось невпроворот. Возможно, эти люди не в себе, возможно, они неисправимые мечтатели, а может, просто заинтересованы материальной частью проекта, но отметить их решительность и напористость, безусловно, стоит.

Условия на самом деле еще сложнее, чем могло показаться с первого взгляда. Мало того, что ракету надо строить собственноручно, при этом еще необходимо соблюсти все требования, поставленные организаторами этого многомиллионного американского проекта. Когда я пролистала их договор, у меня чуть глаза на лоб не вылезли. Первая мысль, которая пришла в голову: "А возможно ли вообще сделать что-нибудь подобное? Ведь условий более жестких, наверное, и не бывает". Оказывается, возможно, и 24 команды со всего мира уже упорно трудятся над поставленной задачей.

Rules and guidelines

1. Раз уж ты решил принять участие в соревновании, то будь добр согласиться со всеми условиями (если правила будут изменены, то им тоже придется следовать) и будь готов в дальнейшем сотрудничать с компанией X PRIZE (она, собственно, и выступила организатором проекта)", - приблизительно так звучит в договоре пункт N 1.

2. Транспортные средства полета должны быть финансированы и построены конфиденциально. Если же участник (команда) воспользуется финансовой помощью государства или отдельных частных лиц, то он будет дисквалифицирован. Правительство сможет помочь только в том случае, если такой пункт появится в договоре, а значит, будет разрешен всем участникам программы.

3. Испытание на прочность космического корабля будет проведено аж два раза. Ракету необходимо запустить на высоту минимум 100 км (62 мили), и в рабочем состоянии она должна провести не менее 2 недель. В ракете - "handmade" должен находиться, по крайней мере, 1 человек, а вообще она должна вмещать 3-х взрослых человек, ростом не менее 188 см (6 футов 2 дюйма), а вес - не менее 90 кг (198 фунтов).

4. Второй полет должен продемонстрировать возможность многократного использования данного транспортного средства, т.к. комитет X PRIZE поставил перед собой задачу с помощью этого проекта расширить космическую деятельность, сделать полет в космос более доступным и экономичным.

5. Члены команды должны возвратиться на Землю абсолютно здоровыми, т.е. такими же, как при отлете. Ракета тоже должна приземлиться без существенных повреждений для возможности ее вторичного использования.

И это всего лишь самая малость из того, что написано в контракте... Остальные нюансы вообще кажутся невыполнимыми. Однако даже это не помешало людям со всего мира начать борьбу.

Команды

Сейчас уже зарегистрировано 24 команды. Среди них 15 американских, 3 - из Великобритании, 2 - из Канады и по одной команде из Румынии, Аргентины, Израиля и России. Все проекты очень разнообразны и оригинальны. Существуют варианты вертикального старта с Земли и с поверхности воды, горизонтального взлета с аэродрома, старт с самолета-носителя и даже с воздушного шара.

Многие из участников уже испытывают свою технику и практически готовы к старту.

Стив Беннет, 37-летний британец, является лидером команды STARCASER INDUSTRIES. На его счету уже 14 ракет. Своим лучшим творением господин Беннет считает одноместную "Nova", которая, к сожалению, просто не подходит по условиям конкурса. Сейчас, по его словам, он готовит "one more masterpiece" (т.е. еще один шедевр) под названием "Thunderbird" высотой 16,7 м. Говорят, ракета будет полностью готова уже к середине года. Она же и будет претендовать на миллионы X PRIZE.

Джон Кармак из Далласа, более известный, как создатель компьютерных игрушек Doom и Quake, тоже готовит свой проект "Black Armadillo". Трудно поверить, что эта высокая, раскрашенная в черно-желтый цвет ракета, больше напоминающая по форме бутылку шампанского, может набирать такие обороты и даст фору многим заводским ракетам.

Канадская команда из Торонто Canadian Arrow имеет работающий прототип и в принципе почти готова стартовать. Джофф Ширин, лидер команды, как и всякий участник, очень надеется на победу. "Я знаю, что соперники очень сильны, знаю, что они готовы сражаться, но и я, трезво оценив свои силы, могу смело заявить, что моя команда готова участвовать, и у нас есть все шансы на достойную победу".

На всемирную славу и большой гонорар также претендуют и аргентинцы. Пабло Де Леон - лидер команды из Буэнос- Айреса. В отличие от многих других участников, сеньор Леон был изначально подготовлен к такого рода работе, поскольку он является президентом Аргентинской Ассоциации Космических Технологий (ААКТ). Он, будучи еще совсем молодым человеком, окончил Международный Космический Университет. Свой корабль он назвал "Gauchito", что в переводе с аргентинского означает "Маленький Ковбой". Маленький-то он может и маленький, зато какой удаленький. Сейчас аргентинский "Ковбой" способен набирать высоту 120 км. Что же будет с ним к моменту показа, никто кроме самих конструкторов не знает. "На этом мы не остановимся", - говорит лидер группы. Остается лишь только гадать...

Среди участников X PRIZE есть и русская команда (ЗАО "Суборбитальная корпорация") во главе с Сергеем Костенко. C-XXI (название русского корабля) представляет собой небольшой аппарат массой всего 3,5 т, рассчитанный на трех человек - пилота и двух пассажиров-туристов. Старт аппарата будет производиться без помощи ракеты. Вместо нее будет использоваться самолет-носитель М-55 "Геофизика" (специально разработанный специалистами), который поднимает аппарат на высоту 17 км, после чего космический аппарат отделяется от самолета и, запустив ракетный двигатель, уходит вверх. В течение трех минут C-XXI будет находиться на высоте 101 км - нижней границе космического пространства. Внешне ракета похожа на "Буран", но пока полностью готов только ее макет. Это одна из самых сложных систем, представленных на конкурс. Именно поэтому команда москвичей может не успеть. Но они не отчаиваются, поскольку в их списках уже числятся сотни людей, которые внесли депозиты за несколько часов, проведенных в космосе. Общая продолжительность такой "экскурсии" составит от 3 до 4 часов. Экипаж сможет ощутить все прелести настоящего космического полета: невесомость и черное небо вокруг. Стоимость такого приключения в России будет, по словам господина Костенко, сравнительно невысокой - от 100 000 $.

Космобизнес

"Космос - это вызов завтрашнего дня. Такой же, как воздух сотню лет назад", - говорит Берт Рутан, участник и учредитель конкурса. А если совсем серьезно, то космос представляет собой в первую очередь заработок завтрашнего дня. На Земле осталось так мало неизведанного, что состоятельные люди готовы заплатить любые деньги, дабы испытать что-нибудь невероятное и неповторимое. Господин Рутан и все участники проекта это прекрасно понимают и во многом борются не только за 10 миллионов, а скорее за место на "космическом Олимпе" а, значит, за гораздо более крупные деньги.

В любом случае, скорее всего в обиде никого не оставят. В своих странах, да и за их пределами, многие участники получили признание и обзавелись тысячами великовозрастных фанатов. Лидерство по космическому туризму на первое время в своих странах обеспечено всем участникам. Кроме США, конечно. 15 крупных успешных компаний в одной стране - немыслимо, а вот другим будет очень даже неплохо, несмотря на итоги, которые будут подведены уже в январе 2005 года. Так что, ждем результатов и копим деньги на космо-шоу.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы