Примерное время чтения: 6 минут
349

Валентин Смирнитский: "Бантик Портосу придумал я!"

Досье "ТГ": Заслуженный артист России. Родился 10 июня 1944 года. В 1965 году закончил театральное училище имени Щукина. С 1967 года работал в театре на Малой Бронной. С 1999 года - актер Московского театра Луны. В кино с 1965 года. На его счету свыше 40 киноролей. Он сыграл в таких фильмах, как "Двое", "Последний месяц осени", "Королевская регата", "Семь стариков и одна девушка", "Щит и меч", "Адъютант его превосходительства", "Д'Артаньян и три мушкетера", "Отцы и деды", "Визит к минотавру", "Любовь зла"...

- Недавно я в очередной раз посмотрел "Трех мушкетеров". Честно говоря, в жизни представлял вас полным, как ваш герой Портос. А вы - вполне стройный мужчина!

- Да никогда я не был таким толстым, каким меня увидели зрители в картине. Просто надо было соответствовать образу Портоса, каким его описал Дюма. Когда готовились к съемкам, то посмотрели очень много фильмов на тему мушкетеров. Я, конечно, мужчина достаточно крупный, но все равно мне было далеко до того образа, каким его создал автор. И меня искусственно увеличили с помощью различных технических средств, использовав всякие там накладки, поролон, сшили специальный костюм, дали сапоги на особой платформе. Хотя, если честно, до сих пор непонятно, что во мне нашел режиссер Юнгвальд-Хилькевич. Он мог бы и других, более толстых актеров подобрать.

- Мушкетеры часто встречаются в жизни?

- Встречаемся по мере возможности, хотя мы очень дружим. Со Смеховым и Старыгиным мы были знакомы давно, а с Мишей Боярским познакомились только на съемочной площадке. Мы тогда по этому случаю устроили вечеринку, было очень весело, конечно, хорошо выпили, молодые были, крепкие. Правда, утром ужаснулись от количества пустых бутылок. Так и подружились.

- Роли, подобные Портосу, играть предлагали?

- Мне сыпались предложения играть разных толстяков. Но многих режиссеров разочаровывал мой вид: я же в два раза тоньше, чем мой экранный Портос. Мне даже как-то предложили выступить в показе моделей для весьма габаритных людей. Но я извинился и отказался, сославшись на свои отнюдь не габаритные размеры. Сегодня, анализируя прошлое, можно сказать, что в кино я упустил немало шансов. Наверное, больше по молодости, по глупости и непониманию. Думаю, что не нужно было в свое время соглашаться сниматься в недостойных фильмах.

- Вашим голосом говорят все иноземные Портосы на телеэкране...

- Это верно. Я озвучил очень много Портосов. Это и американские "Три мушкетера", и мультфильмы по Дюма, и даже "Железная маска", где моим голосом говорит сам Жерар Депардье. Кстати, Депардье в этой роли мне очень понравился. Это большой, мощный актер. Когда я смотрел эту картину, то отметил для себя несколько очень смешно придуманных и поставленных сцен. Даже в чем-то позавидовал Депардье.

- Рассказывали, что у всех "мушкетеров" на съемках в жизни были клички?

- И это действительно так. Владимира Балона, который играл гвардейца кардинала, прозвали Паханом, Мишу Боярского - Лосем, Игоря Старыгина - Гюрзой, меня - Вараном. Только у Вени Смехова прозвища не было, потому что он на съемки приезжал очень редко: в нескольких сценах снимется крупным планом за два-три дня - и снова отваливал.

- В свободное от съемок время как развлекались?

- А как могли развлекаться молодые, здоровые, симпатичные, задорные мужики? Девушки за нами ходили табуном. Понимаете, мы просто старались соответствовать своим персонажам, в которые буквально вжились. Ну и, конечно, немножко подорвали себе здоровье.

- Травмы на съемках случались?

- Не обошлось. Миша, например, сломал себе кисть руки, потом ему выбили зуб, во время боя проткнули шпагой нёбо. Я падал с лошади, причем падения были просто чудовищные, не дай Бог никому. Это случалось в основном из-за того, что часто менялись лошади. Съемки проходили в разных городах, на разных конно-спортивных базах, поэтому я просто не успевал привыкнуть к новой лошади. Но благодаря кино я научился верховой езде.

- В картине у вас множество интересных находок.

- Когда фильм вышел на экраны, меня часто спрашивали, что это за бантик на парике Портоса. А мы с художницей картины, просматривая старинные гравюры, увидели на одной из них французского франта с подобным бантиком. Он называется кадонет, его носили супермодники с бриллиантовой булавкой. А мой герой, хоть и небогатый, но пижонистый, и этот бант очень подходил к характеру Портоса. Режиссер согласился со мной и, как потом оказалось, не зря. Этот бантик зрителям запомнился.

- Жену вы нашли в театре Луны?

- Нашел. Работа переплелась с личной жизнью. Лидия Николаевна моя третья жена. Кстати, одна гадалка когда-то нагадала мне именно три брака.

- А то, что ваша нынешняя жена не актриса, - это случайно?

- Наверное, нет. Я считаю, что актерские семьи, за редким исключением, недолговечны. Совместная жизнь людей, у которых одна профессия, по-моему, обречена. Я согласен с Александром Ширвиндтом, который сказал, что театр - это террариум единомышленников. Первая моя жена была актриса, хотя мы и работали в разных театрах, расстались очень быстро. Вторая к искусству отношения не имела.

- Как у вас сложились отношения с дочерьми Лидии Николаевны?

- На мой взгляд, хорошие. У нас с Мариной и Эльвирой нормальные, уважительные, я бы сказал, доверительные отношения. Марина еще школьница, а Эльвира - будущий гример-визажист.

- У вас свои дети есть?

- У меня был сын, но он погиб. Дочь Марфа закончила художественный колледж, собирается поступать во ВГИК.

- Вас невозможно представить без трубки. Это ваше хобби?

- Я курю трубку уже двадцать лет, правда, в последнее время, с возрастом, стал курить меньше. Но я и сигарки иной раз покуриваю. Сигареты для меня - это что трава, я вкуса не чувствую. По-моему, настоящий курильщик меня поймет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно