aif.ru counter
961

Изольда Извицкая: короткий миг славы

Статья из газеты: Телеглаз АиФ № 45 05/11/2002

После периода "малокартинья" конца 40-х и начала 50-х годов прошедшего теперь века в советском кино возникла вдруг целая плеяда блестящих режиссеров и артистов нового поколения. Фильмы из СССР стали частыми призерами на самых престижных зарубежных кинофестивалях, советские актеры и актрисы по славе и популярности соперничали с европейскими звездами. Но этот радужный период закончился враз и надолго. В 60-е годы весь мир постепенно впал в подражание голливудским образцам. Все поколение актеров 50-х, за редким исключением, оказалось больше не востребованным. Особо это коснулось советских кинозвезд. Наши любимцы кинозрителей затерялись в маленьких невыразительных ролях серых картин, растворились на подмостках театров, кто-то навсегда оставил актерскую профессию, кто-то спился и сгинул. К последней категории принадлежит и вспыхнувшая на короткий миг звезда, красавица актриса Изольда Извицкая.

После периода "малокартинья" конца 40-х и начала 50-х годов прошедшего теперь века в советском кино возникла вдруг целая плеяда блестящих режиссеров и артистов нового поколения. Фильмы из СССР стали частыми призерами на самых престижных зарубежных кинофестивалях, советские актеры и актрисы по славе и популярности соперничали с европейскими звездами. Но этот радужный период закончился враз и надолго. Больше такого успеха, как в конце 50-х годов прошлого века, наш кинематограф в целом на международном экране не знал никогда.

В 60-е годы весь мир постепенно впал в подражание голливудским образцам, лишь несколько выдающихся европейских мастеров режиссуры продержались еще пару десятков лет: Годар, Бунюэль, Феллини, Антониони, Вайда, Янчо, Тарковский... С артистами же случилось вот что: все поколение 50-х, за редким исключением, оказалось больше не востребованным. Особо это коснулось советских кинозвезд, лишенных из-за "железного занавеса" возможности уехать, например, на работу в Голливуд, что сделали многие их коллеги из Европы.

Наши любимцы кинозрителей затерялись в маленьких невыразительных ролях серых картин, растворились на подмостках театров, кто-то навсегда оставил актерскую профессию, кто-то спился и сгинул. К последней категории принадлежит и вспыхнувшая на короткий миг звезда, красавица актриса Изольда Извицкая.

* * *

Она родилась в 1932 году, детство ее пришлось на тяжелое военное время, мечта стать актрисой привела во ВГИК - лучший в стране институт кинематографии. Еще студенткой зеленоглазую, гибкую, с роскошными каштановыми волосами, юную Извицкую приметили режиссеры нового поколения, спешившие открывать новых звезд в своих новых фильмах.

Дебют Изольды Извицкой состоялся в 1955 году, когда на экраны вышла лирическая комедия "Доброе утро", пронизанная весельем и оптимизмом начинающейся политической "оттепели". На экране появились красивые молодые лица главных героев, приветливые и добрые окружающие, всегда хорошая погода, новостройки... Подвергалось пересмотру и недавнее прошлое: коммунистическая идея очищалась от примазавшихся к ней карьеристов и просто плохих людей. Об этом была, скажем, картина "Тревожная молодость" с участием Николая Рыбникова и Изольды Извицкой, повествующая о революционных годах, поставленная по популярному тогда приключенческому роману "Старая крепость".

Все тот же 1955 год - фильм с участием Извицкой "Первый эшелон", воспевающий современных комсомольцев, осваивающих целинные земли. Кстати сказать, на съемках этой картины Изольда Извицкая познакомилась с актером Эдуардом Бредуном - тоже восходящей звездой советского кино 50-х. Вскоре молодые таланты соединились в семейный союз. На своей свадьбе 23-летняя Извицкая впервые в жизни выпила бокал шампанского, еще не зная, какую огромную и мрачную роль сыграет алкоголь в ее жизни и смерти.

* * *

В 1956 году молодой режиссер Григорий Чухрай снимает свой первый фильм по повести Б. Лавренева "Сорок первый". Название картины никак не связано с датой начала Великой Отечественной войны - речь в фильме идет о войне гражданской. Крестьянская дочь Марютка, снайпер красного партизанского отряда, имеет на счету сорок убитых ею белогвардейцев. В плен отряду попадает белый офицер Говорухо-Отрок, дворянский выходец, который и станет сорок первым в трагическом списке Марютки.

Но сначала будет гибель отряда от бури в прикаспийских песках, будет маленький домик на острове, где очутятся красная партизанка и белый офицер. Будут непонимание, ненависть, а затем и любовь. Однако зловещие реалии гражданской войны ворвутся в этот мирок: девушка убьет возлюбленного, обрекая и себя на верную смерть.

Такой подход к революции и гражданской войне был не совсем привычен в советском кино, где эти страшные события, как правило, воспевались и восхвалялись. Фильм имел большой успех на родине, его вывезли в 1957 году на Каннский кинофестиваль, где "Сорок первый" получил специальный приз жюри. Артисты, сыгравшие центральные роли в картине - Олег Стриженов и Изольда Извицкая - стали звездами международного класса. Стоит отметить, что большую часть времени на экране остаются только двое - мужчина и женщина, которых связывает человеческая любовь и классовая ненависть. Молодая актриса блестяще справилась с образом своей героини: несмотря на простое происхождение, эта неграмотная, диковатая девушка показывает высокое благородство своих чувств - и любви, и ненависти.

Попав в Канны, юная советская кинозвезда в полной мере познала славу. Бесконечные приемы в ее честь, интервью, фотографии на обложках западных журналов, в Париже открывается кафе "Изольда"... Власти в СССР, используя международный авторитет Извицкой, назначают ее в Советский комитет защиты мира, а это - частые зарубежные поездки, встречи, общение с известными на весь мир людьми.

Правда, ярких, достойных ее таланта и славы, хороших ролей в кино для нее нет. "Неповторимая весна", "Очередной рейс", "Человек с будущим" - кто помнит сейчас эти ленты 50-х?.. Не лучше обстоят дела и у мужа Извицкой - наиболее заметной в эти годы у Эдуарда Бредуна оказывается роль негодяя и бандита в экранизации повести В. Аксенова "Коллеги". И в эти дни "другом" семьи становится алкоголь. Супруги пьют.

* * *

Спиртное Извицкая переносит очень плохо: нарушается координация движений, становится невнятной речь. На радость завистникам и недоброжелателям, на горе друзьям и близким, совсем молодые еще Бредун и Извицкая опускаются все ниже и ниже. Кинематограф 60-х уже не нуждается в героях недавно прошедшего времени, нет работы, нет ролей, нет успеха и славы. В конце концов, нет денег. И все это еще усугубляется пристрастием к алкоголю.

С большим трудом друзья уговаривают режиссеров дать Извицкой хоть небольшую роль. Играет она скучно, от прошлого блеска не осталось ничего. В семье поселяются нищета и разлад. Последний раз на экране Изольда Извицкая появляется в 1969 году - это маленькая, незначительная роль в мелодраме "Каждый вечер в одиннадцать". А еще через два года муж покидает актрису, он уходит к другой женщине.

Потрясенная его уходом, измученная бедностью, насмешками, алкоголем, Извицкая попадает в психиатрическую клинику. А когда выходит оттуда, то начинает пить с еще большей силой. Она буквально голодает - на еду нет денег, да и алкоголизм не способствует аппетиту. Актрису видят редко, она старается не выходить из дома, боясь презрения и сочувствия в равной мере.

Ее смерть обнаружили только через десять дней, взломав по просьбе встревоженной соседки квартиру. Вопреки противодействию чистоплюев и недоброжелателей, панихиду по бывшей знаменитости все же удается провести в Доме кино, как и положено большой актрисе. Это был хмурый март 1971 года, Изольде Извицкой исполнилось всего лишь 38 лет.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Что случилось с Анастасией Заворотнюк?
  2. О чем фильм «Капкан»?
  3. Что известно об актере Викторе Власове?