Примерное время чтения: 4 минуты
62

Чемодан отправляется в полет

И будьте готовы, если он потеряется, вести розыск по всем правилам российского "багажного сыска"

Недавно я познакомилась со своеобразным "рейтингом" тех проблем, с которыми чаще всего сталкиваются туристы во время поездок по разным странам и городам. На "почетном" втором месте в этом списке - потеря багажа "Аэрофлотом". Почему-то особенно не везет посетителям экзотических стран.

Впрочем, подобных проблем вполне хватает и на внутренних рейсах. В этом мне довелось убедиться лично, проведя целых три недели в тайге без собственного увесистого рюкзака. Неприятно, конечно, но мне еще повезло. На обратном пути в Москву я забрала его в багажном отделении Иркутского аэропорта.

Что же нужно предпринимать, чтобы ваш багаж не потеряли? Или на худой конец, если дело все-таки дойдет до суда, как запастись надежными доказательствами вашей правоты и неоспоримыми свидетельствами разгильдяйства авиакомпании, чтобы судебное решение было вынесено в вашу пользу?

Итак, если после приземления вы не обнаружили свой багаж на транспортерной ленте, сразу обращайтесь в администрацию. Кстати, сейчас "Аэрофлот" уже не является монополистом, и аэропорты обслуживают сразу несколько авиакомпаний. Естественно, в каждом аэропорту есть представитель соответствующей компании.

Не откладывая дела в долгий ящик, срочно пишите заявление (в двух экземплярах) о неполучении багажа. В нем нужно указать название авиакомпании, номер рейса и багажной квитанции. Один экземпляр останется у администрации аэропорта, а на втором вам должны оставить пометку о принятии заявления и записать номер багажной квитанции.

В 99% случаев виновником в задержке багажа бывает аэропорт, из которого вы улетали. Но, конечно же, возможны самые разные варианты. Например, ваш багаж просто забыли в самолете или потеряли по пути от самолета до здания аэропорта. В этом случае виновной является администрация аэропорта прилета. Если багаж застрахован, администрация аэропорта несет за его утрату полную ответственность, а авиакомпания - ограниченную. Все условия оговорены в договоре о воздушных перевозках. Обязательно попросите указать причину задержки багажа, чтобы определить виноватого. Если вам в этом отказали, можете подавать иск сразу двум ответчикам.

Предположим, вам удалось заполучить свой багаж обратно. Работники аэропорта непременно возьмут с вас расписку. Потрудитесь составить второй экземпляр и для себя, чтобы утвердить дату возврата багажа. В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса виновный обязан возместить реальный ущерб (то есть стоимость утраченных вещей), упущенную выгоду (доходы, которые вы могли бы получить при добросовестном исполнении условий договора), а также ваши физические и нравственные страдания. Впрочем, все это нужно еще доказать. Например, предоставить товарные чеки на вещи, находившиеся в багаже. Или свидетелей, которые видели, как вы свой чемодан упаковывали и что вы туда положили. Суд также вправе назначить экспертизу с определением примерной стоимости ваших вещей. Ваши физические страдания может доказать справка от врача. А если вам испортили отпуск - обязательно предъявите путевку. Судебный иск подается по месту жительства истца и госпошлиной не облагается.

В любом случае, как говорится, "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Так что позаботиться обо всех этих документальных свидетельствах следует заранее. А еще лучше - не сдавать свои рюкзаки и чемоданы в багаж и держать их при себе до самого окончания полета.

Наш комментарий

Для тех, кто решит досконально разобраться в описываемой проблеме, мы даем ссылки на соответствующие статьи юридических документов. Итак:

статья 796 ГК РФ: устанавливает ответственность перевозчика за несохранность багажа, происшедшую после принятия его к перевозке;

статья 797 ГК РФ: обязует пострадавшего гражданина предъявить претензию к авиаперевозчику до передачи искового заявления в суд. Срок исковой давности устанавливается в один год с момента обнаружения недостачи, просрочки в доставке.

Стоит также ознакомиться с "Правилами воздушной перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР", утвержденными приказом МГА от 16.01.1985 г. Раздел 8.3 этих правил устанавливает ответственность перевозчика за багаж, а пункт 9.2.6 уточняет, что правом на предъявление претензии и иска в случае утраты или просрочки доставки багажа обладает предъявитель багажной квитанции и багажной бирки;

Статья 28 Закона "О защите прав потребителей": устанавливает ответственность за нарушение исполнителем сроков оказания услуг (в нашем случае - доставки багажа). В ней подробно рассматриваются права потребителей и способы возмещения их убытков.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно