Примерное время чтения: 11 минут
70

ПРИЗРАКИ МЕНТОВ

Первый детективный сериал Советского Союза - "Следствие ведут Знатоки" - вышел на экраны в 1970 году. Последняя, двадцать первая серия - в 1990 году. За двадцать лет главные герои стали родными для многих зрителей. Следователь Пал Палыч Знаменский, майор Томин, он же Шурик, судмедэксперт Зиночка Кибрит бывали в наших домах чаще, чем иные родственники.

АЛЕКСАНДР ЛАВРОВ пять лет работал следователем, учился в аспирантуре по криминалистике, его жена Ольга была редактором детективной литературы. Вместе они вели судебные репортажи в "Литературной газете".

- Как началась двадцатилетняя эпопея?

- С идеей сериала и с 12 сюжетами мы пришли к тогдашнему министру внутренних дел Щелокову. Идею одобрили, но, конечно, никому в голову не приходило, что дело затянется на 20 лет. Ниже замминистра нас никто не читал. В случае неприятностей мы тут же шли к Лапину, руководителю Гостелерадио, - с ним были прекрасные отношения.

- Что же это были за неприятности?

- Сначала телевизионщики приходили от сценария в восторг, а потом заставляли переделывать. Так было с сюжетом о молодежных бандах: переписывали несколько раз. Снимать все равно запретили, сказав, что эта молодежь - наш резерв для Афганистана. Иногда доходило до смешного. Например, героиня не должна была носить костюмы, похожие на костюмы высокопоставленной жены. Или поселок, который герои проезжали, должен находиться вдалеке от мест отдыха членов Политбюро.

- За всем надо было уследить!

- Милицейское руководство следило и за эстетикой. Однажды Лев Дуров играл работника ГАИ. Маленький ростом, он оказался намного ниже Мартынюка - Знаменского. И тогда спустили указание, чтобы в сценах, где актеры играют вместе, Дуров становился на ящик: а то несолидно получается!

- Только рост приходилось подтягивать до нужного или и со сценариями такое случалось?

- Это было сразу после перестройки. В одной серии преступник организовал липовую контору при колхозе и заявил председателю: "Вы же с нами стали работать добровольно, вас за ноги не вешали". За этим высказыванием стояла реальная история: в Московской области молодая тогда еще мафия повесила за ноги председателя колхоза, чтобы он дал согласие. Фильм показался слишком реалистическим, его повезли к первому лицу государства, и оно сказало: "Рано так остро ставить вопрос". Пришлось убирать колхозную тематику и переснимать финал.

- Вы брали истории из собственного милицейского опыта?

- Из жизненного тоже. Например, в серии "Бумеранг" ограбили институт. Идея преступления родилась при получении гонорара на студии Горького. Мы увидели, что касса находится в тупике и рядом дверь, забитая четырьмя гвоздями, которая ведет на глухую, нехоженую улицу. Еще интереснее получилось с серией про подделку Фаберже. Мы решили так: пусть преступники достанут авторское клеймо, ограбив или подкупив старого мастера. Когда уже после показа мы пришли в Исторический музей, заведующая спросила: "А где теперь этот парень? Вы же по его делу снимали фильм?" Оказалось, что было реальное дело, которым занимался КГБ, и действие происходило в точности, как мы придумали: нашли старика мастера, украли у него клеймо, наладили сбыт. Но уровень работы был такой, что Исторический музей не отдал одну подделку: больно хороша оказалась.

- С авторами детективов часто случаются необъяснимые истории. С вами случались?

- Для начала расскажу байку. На Севере судили человека, убившего мать. Но труп не нашли, и дело могло развалиться. А надо оговориться, что здание суда находилось на берегу реки. Так вот, во время вынесения приговора раздался гром, и всплыл труп матери! Написать такое в сценарии невозможно: не поверят, но это факт. Зловещая история случилась и у нас самих. Сочинили сюжет: трое идут в горы, двое гибнут непонятной смертью, на третьего падает подозрение в расправе. И тут точно такая же трагедия случается с другом нашего сына, и он становится подозреваемым! Мы с женой решили отказаться от постановки фильма, но этот парень, очень милый человек, разрешил снимать. После премьеры его семья в истерике. Выясняется: мебель в кухне героя мало того что соответствует мебели в кухне реального человека, еще и расставлена точно так же. Актриса, играющая мать, носит похожую прическу. Костюм в мелкую клеточку на актере точно такой, как носит этот парень. И последний удар: мы назвали героя Марат, не упоминая отчества. А режиссер добавил, где конвоир требует у героя назвать имя-отчество. Что вы думаете: герой называет отчество реального героя.

ГЕОРГИЯ МАРТЫНЮКА ВЫЗЫВАЛИ НА ДОПРОС

- Вы работали в Театре на Малой Бронной, снимались в кино и вдруг сменили профессию - стали пожизненным следователем Знаменским.

- Режиссер "Знатоков" Вячеслав Бровкин работал в нашем театре, потом ушел на телевидение. И когда ему предложили снимать детектив, то он, само собой, позвал знакомых актеров: мне предложил роль Пал Палыча, Леониду Каневскому - Томина, на роль Зиночки Кибрит пригласил актрису кино Эльзу Леждей. Даже никаких проб не было. Я к тому времени начал сниматься в кино, даже пришла какая-то известность. Но, конечно, ее не сравнить с той, что настигла после премьеры "Знатоков". Сначала мы сняли три серии - это были телеспектакли: мы приходили, репетировали роли, как в театре, расставляли камеры и снимали за один присест. С восьмой, кажется, серии телеспектакль превратился в телефильм.

- Все три главных героя были одинаково любимы зрителями?

- Я чувствовал, что Томина зритель больше любит, он живой, шустрый, бегает. Шурик и в криминал внедрялся, под бандюгу работал. А у Эльзы была самая плохая роль: сплошное перечисление терминов экспертизы. Эльзу даже жалко становилось: выучить термины было немыслимо, и она всегда напряженно выговаривала все эти слова, чтобы, не дай бог, не ошибиться.

- Популярность фильма была так велика, что "Знатоки" пошли в народ: стали ездить с выступлениями.

- Да, особенно местные управления внутренних дел любили нас приглашать: считали своими. А мы и правда боролись с преступностью, по-своему: ходили слухи, что, когда по телевизору показывали "Знатоков", улицы вымирали и преступность, соответственно, падала. Заключенные даже писали по адресу: "Москва, Уголовный розыск, следователю Знаменскому". А один подробно рассказывал, как совершил преступления, как его судили, а в конце приписал: "Если бы мое дело вел Пал Палыч Знаменский, то я получил бы на два года меньше".

- Идеальных персонажей растили в теплично-студийных условиях?

- Нет, некоторые сцены мы снимали в колонии. Да и вообще снимали на натуре: кабинеты - на Петровке, тюрьму - в Бутырке.

- Иногда зрители были недовольны, что действие в основном происходит в кабинетах. Это потому, что денег на погони и взрывы не хватало?

- Нет. На самом деле "Знатоки" были задуманы не как боевик или детектив в классическом понимании, а как истории о запутавшихся людях. И, конечно, о работе милиционеров.

- Недавно сериал показали вновь. Сегодня те экономические преступления, которые вы расследовали, стали вполне легальным бизнесом. Как вы к этому относитесь?

- Я вспоминаю одно дело. Замечательный следователь по особо важным делам - женщина - пригласила меня на допрос. Ее подследственный был интеллигентнейшим человеком. Он организовал нелегальную фирму по производству спортивного инвентаря для подводного плавания. Дела шли успешно, фирма вышла на международный уровень. К ним даже Жак-Ив Кусто приезжал, они обменивались опытом. И следователь жаловалась мне: по советским законам я вынуждена осудить этого человека, хотя он занимается нужным и полезным делом.

- Вы дружили с настоящими, некиношными милиционерами?

- День милиции для меня был личным праздником: мы участвовали во всех торжествах, сидели в президиумах. Каждый год звонили, приглашали. После всяких перестановок в стране перестали. Поначалу было даже странно: День милиции - и никто не звонит, потом привык. В милиции все поменялось, и кадры другие. И появились другие фильмы - подражательство западным боевикам. Не могу их смотреть: слишком много негатива с экрана льется.

КИБРИТ НАСИЛЬНО ВЫДАЛИ ЗАМУЖ

Любящих зрителей тревожило: что же это доблестные милиционеры все на работе да на работе, семья-то у них есть? И когда в конце концов кто-нибудь женится на Зиночке?

СЦЕНАРИСТЫ честно пытались ответить на запросы трудящихся. Знаменскому подарили маму (Веру Васильеву), а потом даже закрутили легкий роман между ним и Зиночкой. Но так, намеками... Потому что поняли, что если пойти дальше, то одному из них пришлось бы уйти из сериала: семейственность не поощрялась. И авторы предпочли выдать Зиночку замуж за чужого. Но потом и вовсе отказались от бытовой линии, чтобы остаться в рамках детектива.

Закончив "милицейскую" карьеру, и Георгий Мартынюк, и Леонид Каневский продолжили работу в театре. И если театры после разных экономических потрясений худо-бедно выстояли, то армия киноактеров, в том числе и Эльза Леждей, оказалась не у дел. После смерти мужа, Всеволода Сафонова, отца актрисы Елены Сафоновой, Леждей перестала общаться с коллегами. Сейчас актриса на пенсии.

ЛЕОНИДУ КАНЕВСКОМУ НЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ТОМИНА

В 1990 ГОДУ Каневский эмигрировал в Израиль. Сейчас - ведущий актер театра Гешер. Живет в Тель-Авиве. Снимает квартиру в самом центре, о покупке жилья не думает. Главная гордость Леонида Каневского - балкон, точнее говоря, настоящий город-сад. Актер сотворил это чудо своими руками и теперь не знает лучше занятия, чем копаться в горшках с цветами и поливать грядки. Наверное, взыграли гены: дед Каневского был садовником, а отец - специалистом по садам и паркам. Вдоволь покопавшись в цветнике, актер идет париться. Это ритуал, история которого уходит в далекое прошлое: с семнадцати лет Каневский каждую субботу, в какой бы стране ни находился, ходит в баню. Его семья знает эту привычку и не смеет покушаться на священное время. Семья - это жена Анна, менеджер крупной итальянской фирмы, и дочь Наташа, она учится на третьем курсе театрального факультета и помогает отцу в работе. Есть еще один член семьи - "собака" Гера. На самом деле Гера - кот, но в одном из интервью его почему-то переделали в собаку. Так и живет теперь в неопределенности. После показа "Знатоков" по ОРТ в начале года Леонид Каневский пережил взлет популярности в эмигрантской среде. Он сознает, что от имиджа Томина избавиться невозможно: "Даже когда я уйду в мир иной, меня будут вспоминать как майора Томина".

АЛЕКСАНДР ПОРОХОВЩИКОВ ПОДРУЖИЛСЯ С МАФИОЗИ

РОЛЬ мафиози в "Знатоках" - целый этап моей жизни. Мне очень нравился образ: будь то отрицательный, будь то положительный - это человек с судьбой, трагический персонаж. Умный, сильный, способный. Но его положительные качества шли вразрез с тогдашней идеологией государства. И тогда мой герой избрал способ выживания, пусть жесткий, но иначе не мог: его бы убили. Кстати, милицейское руководство потребовало, чтобы зло было наказано и мафиози в конце фильма убрали, поэтому в финале на меня нападает шпана. Но это абсолютно нелогичный конец.

Герой понравился не только мне, но и зрителю. Когда мы ездили по стране с творческими встречами, подходили люди и говорили: "Вот бы в наш город такого главу!". Просили снять продолжение. Мне самому интересно, что произошло в жизни моего героя за это время.

Работая над серией, мы вместе со сценаристом Александром Лавровым дописывали роль. Я всегда пропускаю роль через себя и чувствую, что персонаж может сказать, а что звучит противоестественно. Никаких особых требований к моей роли не было, на ящик вставать, как Дурова, не заставляли. Но в те времена абсурда всегда хватало. Помню, играли белогвардейских офицеров без белых подворотничков. Но это же смешно! А однажды был такой случай: я с партнершей проходил пробы - любовную сцену. Ну, мы поцеловались, нас посмотрели и сказали: "Все замечательно, только внизу расстояние все-таки должно быть побольше..." Я взорвался: "Да зачем больше? Что там, поезд, что ли, должен проходить?!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно