Примерное время чтения: 7 минут
149

Олимпийская чемпионка ЮЛИЯ ЧЕПАЛОВА ЗАПУТАЛАСЬ В МУЖИКАХ

НА БЕЛОЙ Олимпиаде-98 в Нагано сборная лыжниц России установила "исторический" рекорд, завоевав абсолютно все "золото" Игр. Последнюю, пятую высшую награду сенсационно выиграла в потрясающей по напряжению - через "не могу" и потоки слез - 30-километровой гонке юная Юлия Чепалова.

ОДНАКО уже на следующий год никто из наших лыжниц не смог побороться за Кубок мира, а на мировом первенстве в Рамзау им досталась только одна золотая медаль в индивидуальной гонке. Чепалова в этом чемпионате и вовсе не участвовала. Тут же возникли слухи о том, что разочарованная Юлия будто бы собирается эмигрировать и выступать впредь за другую страну.

К счастью, в недавнем интервью "АиФ" Юля сама же эти слухи и развеяла. Однако то, что происходило и происходит внутри прославленной лыжной сборной, конечно, нуждается в объяснении.

Дело прошлое, но вопрос об участии в эстафетной команде на Играх в Нагано стоял именно так: Чепалова или Елена Вяльбе. Тогда решено было отдать место Вяльбе. Понять и оправдать этот выбор можно. Великая гонщица была знаменем наших ярких побед многие годы. А к Нагано время ее, вероятно, уже прошло. Она и сама тогда не раз высказывала желание завершить карьеру. Ей предоставили возможность сделать это красиво, и Вяльбе использовала шанс на все сто - буквально растерзала соперниц на этапе!

Зато о ситуации, возникшей в сборной перед завершающим стартом на 30 км, у нас вслух не говорилось и не писалось ничего. Опять руководство команды приняло волевое решение: побегут Лазутина, Данилова, Вяльбе... О Чепаловой - молчок. Подождет, мол, еще четыре года - ничего, дескать, не случится, молодая еще. И тут "под палубой" возникли рядовые тренеры - этакий не видимый постороннему глазу, но оттого вовсе не менее яростный всплеск возмущения.

Уже потом тренерский совет якобы пересмотрел первоначальный план, была проведена контрольная гонка на 10 км, в которой приняли участие все запасные, и Юля выиграла ее с большим преимуществом... Примерно то же самое с нашими молодыми и подающими надежды произошло и на чемпионате мира в Рамзау. Вот уж поистине горе от... избытка талантов!

Великими не рождаются. Ими становятся

...ВО ВРЕМЯ проведения недавнего этапа Кубка мира в Крылатском я разговорился с отцом и тренером Юлии - Анатолием Михайловичем. Между прочим, спросил: предполагал ли он изначально, что его дочь - редкий талант?

- Поначалу, естественно, нет. Но с годами постепенно я заметил одну вещь: в ответственных соревнованиях она всегда выступала сильнее, чем в каких-то прикидках или заштатных турнирах. То есть я разглядел в ней характер. В каких-то обстоятельствах она могла прыгнуть выше собственной головы.

- Прошлый сезон особой радости вам не принес, а как идут дела сейчас?

- Стараемся... Чтобы лидировать весь сезон, постоянно попадать в тройку призеров на каждом этапе Кубка мира, как это могла Вяльбе или может Лазутина, нужно и стать такими же великими, как они. На одном таланте далеко не уедешь. Вот, прибавляем понемногу, к концу сезона надеемся постоянно попадать в пятерку сильнейших. Ну а уж среди них - постоянно толкую об этом дочке - она должна показывать, что умеет мышей ловить!

- Умеете? - вопрос уже к Юлии. - Ваш отец рассказывал, что когда вы были совсем маленькой, то ловили их по-настоящему.

- Надо же, папа еще об этом помнит. Да, когда была ребенком, я так играла. Представляла себя ловкой и хитрой кошкой, старалась поймать мышь, когда видела. Ничего не попишешь - в нашем старом доме в Комсомольске-на-Амуре они водились. Папа долго потом надо мной подтрунивал: мол, в свою лыжную секцию он меня взял только потому, что сызмальства мышей ловила.

- А на самом деле Анатолий Михайлович привлек вас к занятиям поэтому?

- Ну это же шутка! Хотя сейчас я понимаю, как и по каким качествам он себе юных учеников отбирал. Мы же, все его воспитанники, поначалу вовсе не на лыжах бегали. Папа часто вывозил всю нашу группу, человек 50, в лес или на берег Амура. Мы разбивали там лагерь, ставили палатки, занимались общефизической подготовкой. Нас учили варить суп и кашу из концентратов. Дежурства для каждого были обязательным и ответственным делом.

- Берега Амура я только по телевизору видел... Неужто и рыбалкой увлекались?

- Еще как! Правда, по улову я всегда безбожно проигрывала остальным. Терпения не хватало, слишком спешила клевавшую рыбу подсечь...

- Насчет недостатка терпения - это для меня новость. Ладно, с темпераментом кое-что понятно. Хотя бы в силу этого обстоятельства неужели никогда не хотелось заняться иным, нежели лыжи, видом спорта?

- Когда-то очень хотелось. В школе мне нравилась гимнастика, но в секцию меня не взяли. До сих пор обожаю играть в футбол, но наша девчоночья команда в те времена была самодеятельной и беспризорной. Я бы в плавание с удовольствием пошла, но и тут меня, невезучую, забраковали...

- Вот те раз!

- Да, плавать я так и не выучилась до сих пор - по этому поводу готова локти себе кусать. Мы с мамой уже который год отдыхаем где-нибудь на теплом море, прошлым летом в Грецию ездили, а плескаться приходится, как ребенку, у самого берега, где воды по колено.

Мотает километры, словно блины печет

- Вы в декабре родились - значит, Козерог. Люди этого знака очень разборчивы в еде. Любите вкусненькое?

- Хм, люблю, конечно. Мама давно научила меня готовить борщ, еще кое-какие блюда. Но особенно здорово у меня блины выходят - все всегда нахваливают! А на сборах я ем все, что нам готовят, ведь на лыжне столько энергии расходуешь, что только успевай восполнять.

- Кстати, о нагрузках. Каков ваш обычный дневной тренировочный объем?

- Если нет соревнований, то в день запросто 50-70 километров "делаю".

- И ведь родной отец погоняет! Как Анатолий Михайлович - строг, но справедлив?

- Вообще-то я на него иногда и прикрикнуть могу перед очень важным стартом, и он в этот момент мне на глаза старается не попадаться. А с другой стороны, когда уж сил никаких нет или настроение ниже среднего, а он просит: мол, надо - как же ему откажешь? Без его пригляда просто не могу обходиться, сразу тоскую.

- По городу своего детства не скучаете?

- Скучаю. Пока в Хабаровском инфизкульте училась, после сессий каждый раз домой заезжала. Но учебу я закончила, да и дом у нас теперь в Москве.

- Да, кстати, Лужков еще до Олимпиады вам квартиру в столице обещал - причем независимо от того, станете вы в Нагано чемпионкой или нет. Получили?

- Получила - в новом доме в Митино. Трехкомнатную - просто сказка! И я, и мои родители так Юрию Михайловичу благодарны!

- Это понятно. Но у нас ведь как: правая рука порой не знает, что левая творит. Спорткомитет Москвы в нынешнем сезоне подготовку лыжников отказался финансировать.

- Точно, пришлось спонсора искать. Финансировать всю мою подготовку и работу отца взялся столичный спортклуб "Слаломист".

- Юленька, о ваших невероятных столкновениях на крутых спусках уже легенды ходят. В каждом сезоне обязательно какой-нибудь зевака на лыжне подвернется. Вот уж действительно вам впору горнолыжную технику осваивать.

- Разве я виновата, что бестолковые мужики то и дело под ногами путаются?

- Ну, эту баечку вы своему ненаглядному жениху расскажите...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно