Примерное время чтения: 8 минут
346

УСАТЫЙ-ВОЛОСАТЫЙ НЯНЬ

Наверное, по-настоящему талантливые детские фильмы отличает то, что их с удовольствием смотрят не только дети, но и взрослые. Кто из нас не смотрел "в охотку" очаровательную детсадовскую комедию "Усатый нянь"? В этой картине столько доброты, тепла, мягкого юмора! Недаром "живет" она уже 23 года! Ее создатели за это время, как и положено талантливым людям, добились немалых успехов. Автор сценария знаменитый драматург Александр Мишарин написал несколько пьес и стал главным редактором международного журнала "Новая Россия". На счету режиссера Владимира Грамматикова громкие фильмы, и сейчас он стал директором Киностудии им. Горького, где почти четверть века назад снял свой первый "усатый" киношедевр.

Александр Мишарин

ИДЕЮ "Усатого няня" придумал мой друг (ныне покойный) Андрей Вейцлер. Его дочь Даша была тогда еще маленькой, ходила в детский сад, и им туда действительно прислали в качестве воспитателя то ли пэтэушника, то ли полубомжа... В общем - какого-то мальчишку, который продержался на этом месте буквально 2 минуты!.. Но для сценария забавная ситуация пришлась как нельзя кстати.

Написанный сценарий отдали на Киностудию им. Горького, где он очень понравился, и... началась бесконечная смена режиссеров. Со всеми мне приходилось писать новый вариант. Должность художественного руководителя киностудии тогда занимала Таня Лиознова - "мама" "Семнадцати мгновений весны". Грозной она бабой была! Но и - хорошим человеком. Я спрашиваю: "Неужели у вас молодых нет? Всегда же на студии мечутся какие-то режиссеры, актеры..." Она отвечает: "Ну, есть один... Грамматиков... Но вы же никогда не согласитесь - для него это будет первый самостоятельный фильм. А вы знаете, как сложно работать с маленькими детьми! Он может не справиться". Физиономию Грамматикова я уже видел до этого, правда, как его зовут, не знал. Грамматикову я сказал: "Делай, что хочешь! Мне уже надоело бесконечно переписывать этот сценарий! Единственно, если говорить о герое, посмотри - есть такой актер Сережка Проханов, в каком-то длинном телевизионном "мыле" снимался..." И Грамматиков со мной согласился.

Наступил момент сдачи готового фильма художественному совету киностудии. И началось!.. "Такой прелестный сценарий был!.. Мы ожидали такую милую картину! Здесь же наворочено черт знает что! Танцы-шманцы бесконечные! Какой-то американизированный вариант!" Ну, я встал и говорю: "Я первый раз в жизни вижу, как режиссер сильно улучшил сценарий! Это - его первая картина, и я вижу в ней самостоятельного, талантливого, музыкального, легкого человека! А кроме всего - человека, умеющего работать с этими маленькими паразитами, находящимися в том возрасте, когда можно делать все что угодно! Как он с ними справился?!. Это же совершенно... как с бомбой дело иметь! Так что кроме поздравлений мне режиссеру сказать нечего!" Тут наши "классики" встали и ушли, поджав губы. А мы остались победителями!

И жизнь доказала, что мы не ошиблись! Скоро исполнится 25 лет победоносного шествия нашей картины! Когда мне приходилось обращаться за чем-либо к "высокому начальству", поначалу я назывался автором пьесы "Серебряная свадьба" - "прорабом перестройки". После того, как ушел Горбачев, я начал говорить, что я автор "Зеркала", знаковой картины Тарковского. Потом народ стал потише, умом пониже... И я стал представляться автором "Усатого няня". Вот так всю жизнь я и иду с "Усатым нянем". И очень люблю, когда его снова показывают по телевидению... Вот только никак не могу добиться, чтобы мне платили за это деньги...

Владимир Грамматиков

"УСАТЫЙ НЯНЬ" - моя первая картина. Вообще-то ее начинал уже делать другой режиссер, но буквально на стадии кинопроб у него что-то там не задалось. А я только-только закончил ВГИК, и вдруг мне предложили сделать полнометражную картину! Это было просто нереалистичное счастье. Обычно выпускники института по 3-4 года работали ассистентами или вторыми режиссерами, а только потом могли запуститься с собственной картиной... Все друзья меня, конечно, отговаривали от этой затеи, потому что с маленькими детьми работать очень трудно. А по сценарию их было 18 человек "бармалейчиков" в этой детсадовской группе! Но мне в голову уже пришли какие-то идеи, и я попросил Мишарина и Аллу Гербер, которая ему помогала, переделать сценарий "под меня". Где-то за полтора месяца они это сделали, за что я им очень благодарен. После этого картина наконец запустилась.

Но... Детей в таком возрасте можно снимать только по 4 часа в день. А что делать в остальное время? К тому же - зима, дети болеют... Я стал думать. И придумал! Я попросил своих ассистентов найти для съемок 18 пар близнецов! И это было сделано. Но, к сожалению, эксперимент не удался. Близнецы похожи только внешне, а по характеру, темпераменту - диаметрально противоположны. И я не мог утром снимать Сашу, а вечером Витю, утром Машу, а вечером Катю - это было бы видно. Пришлось отказаться от этой идеи. Но тем не менее одна пара близнецов из этого "набора" - две девочки - все-таки осталась в картине. И недавно, когда у меня был "прямой эфир", одна из них позвонила и сказала, что сама уже стала мамой...

В пору тех съемок мне приходилось изобретать всяческие методы, чтобы добиться от маленьких актеров нужной реакции. Один из них заключался в том, что я прятал ночной горшок, а потом, включив камеру, надевал его на голову! Реакция была - то, что надо! Тут нужна была особая режиссура.

Сережа Проханов появился в последний момент. Группу детей мы уже набрали, и довольно быстро, а вот с героем возникли проблемы. Найти молодого человека, играющего на гитаре, несложно. Но необходимо было, чтобы он еще и умел работать с детьми. Дети каждый день приходили на студию и в специальной актерской комнате поджидали очередную жертву. Я запускал к ним актера-претендента и говорил: "Давайте, поиграйте с дядей!.." Вот тут-то ничего и не получалось - они или пытались ставить детей строем, или, наоборот, начинали с ними сюсюкать. Все было не то. А потом пришел Сережа Проханов. Он достаточно нахально вошел в комнату и сказал: "Героя можете больше не искать!" Я спросил: "А что такое?" Он ответил: "Это - я!" А я детей предупредил: "Дяди будут к вам приходить, а вы можете делать все, что вам угодно!" И вот Проханов к ним заходит, а я под дверью - слушаю. Там - крики, визг, топот, и потом вдруг - тишина!.. Я даже испугался, думаю - ну, доэкспериментировался!.. Заглядываю туда и вижу: дети лежат на полу и во все глаза смотрят на Проханова. А он извивается всем телом и вещает им: "Вы - рыбы! А рыбы молчат!.." Что он там вытворял! Он размахивал руками и "летал" бабочкой, а они "летали" за ним!.. Я увидел самое главное - влюбленные глаза детей. Если бы он прыгнул из окна, этажа со 2-го, то они, не раздумывая, попрыгали бы за ним! Нет - Сережа, конечно, молодец! Я рад, что не ошибся в нем.

После выхода "Усатого няня" на экраны только за первый год проката его посмотрело 47 миллионов зрителей. Цифра - астрономическая! Тем более - по сегодняшним меркам...

Сергей Проханов

ТАК ПОЛУЧИЛОСЬ, что у меня за плечами съемки в 45 картинах, а зрители, как правило, вспоминают меня по двум из них - "Гению" и, конечно же, в первую очередь по "Усатому няню". Что делать? Тихонов столько ролей сыграл, а для всех он - Штирлиц. То же самое с Шуриком Демьяненко. А я вот - усатый нянь! Эта картина меня не покидает. Меня и на улице окликают: "Усатый нянь!!!" Дети мои - "бармалейчики" - время от времени появляются, находят меня. Тут недавно в итальянском магазине подошел парень: "Здравствуйте, Сергей Борисович! Не узнаете? Я - Максим Топпер. Я у вас в "Усатом няне" зубную пасту ел!.." Грамматикову одна из двух наших близняшек звонила - она сейчас работает администратором гостиницы.

Время идет. И теперь я руковожу Театром Луны. В "Усатом няне" я воспитывал маленьких детей, а теперь воспитываю молодых актеров!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно