aif.ru counter
120

Государство и независимые СМИ

АиФ Суббота-воскресенье № 42 16/10/2001

Известно, что всякое государство, уже в силу своей социальной природы, представляет интересы практически всех социальных групп и слоев населения (может быть, за исключением маргинальных групп). Его политика, безусловно, может служить в большей степени, чем всему населению в целом, каким-либо группам элит, находящимся в настоящее время у власти. Не случайно тезис о классовом характере всякого государства продолжает оставаться достаточно популярным. Но государство не может полностью абстрагироваться от реальных интересов и потребностей граждан, поскольку следствием этого может стать разрушение сложившегося баланса социальных сил, их соотношения, характера взаимоотношений между ними, что чревато катаклизмами и гибельно для него.

ПОЭТОМУ следствием ухода государства из сферы регулирования социально-экономических и собственно экономических процессов, резкого сужения его полномочий в политической сфере может стать замещение его иными субъектами, политика которых уже не отображает реальные интересы всех социальных групп данного общества в целом.

Многие кризисные явления, переживаемые современной Россией, предопределены именно этим, поскольку уменьшение роли государства в обществе, объема и характера выполняемых им функций и ролей привело к тому, что автоматически возрастали роль и возможности иных субъектов - политических и финансовых элит, партий, групп давления, промышленных и финансовых компаний и т. д. Поэтому образовавшийся после ухода государства вакуум немедленно занимает узкокорпоративная субъектность со свойственными ей групповыми интересами и целями. Для государства, осуществляющего свои регулятивные функции, жизненно необходимы осознание задач по регулированию общественно-политических процессов, как необходимого условия самосохранения и реализации общезначимых интересов населения, и соответствующая им практическая деятельность. Занявшие же его место "у руля и ветрил" иные субъекты руководствуются сугубо собственными, корыстными интересами и задачами. Здесь уже не слишком принимаются во внимание реальные интересы общества в целом и основной массы населения, они учитываются лишь в той степени, насколько осознается опасность пренебрежения ими для осуществляющей в данное время государственное управление группы элиты.

Возникает иная иерархия целей, где на первый план выходят частные, узкогрупповые интересы, связанные с выгодами от бесконтрольного распоряжения природными ресурсами и государственной собственностью. Практическое отсутствие гражданского общества, становление которого в современной России лишь начинается, достаточно позволяло в значительной степени игнорировать общезначимые интересы и потребности. Такие сущностно важные задачи, как обеспечение безопасности государства, регулирование социальных отношений и т. д., уходили на второй план, в число периферийных задач, осуществление которых не представляется субъективно значимым тем политическим факторам, которые и осуществляют реальную власть. Вместо выявления, аккумуляции и артикулирования общественных интересов происходила подмена их интересами узкогрупповыми, сугубо элитарными.

К числу приоритетных задач всякого государства следует отнести обеспечение социального мира в данном государстве, мирное или хотя бы относительно бесконфликтное сосуществование в нем различных социальных групп, слоев, классов и стран и иных общностей. Поскольку всякое общество состоит из существенно различающихся по своему статусу, функциям, образу жизни, доходам, ментальности и иным признакам групп, всегда возникает проблема обеспечения государством и его институтами взаимно приемлемых условий их сосуществования в данном политическом пространстве, с тем чтобы избежать перерастания существующих социальных противоречий в опасные для политической системы формы. Задача государства в сфере социальных отношений заключается в том, чтобы удерживать социальные противоречия в состоянии определенного равновесия, не допуская их перерастания в конфликтные формы. Поскольку различные социальные группы в процессе взаимоотношений стремятся реализовать прежде всего свои собственные, партикулярные интересы, именно государство в лице своих институтов обеспечивает гармонизацию и уравновешивание всей совокупности этих противоречивых интересов для обеспечения оптимального общественного порядка.

Роль средств массовой информации в современном обществе и государстве общеизвестна. Они способствуют удовлетворению информационных потребностей всех групп населения - от высоколобых интеллектуалов до домохозяек, акцентируют внимание своей аудитории на актуальных или кажущихся таковыми проблемах жизни общества, создают и развенчивают кумиров, зовут на баррикады во имя великих целей или же, напротив, призывают к погружению в сугубо приватный мирок и т. д. Говорить о значимости выполняемых ими функций было бы тривиально, об этом уже написаны сотни ученых трудов.

Но это предполагает и высокий уровень ответственности СМИ за результаты их деятельности. Безусловно, найти и первыми подать публике интересный материал - это важнейшая задача, да и тайная мечта любого журналиста и всякого журналистского коллектива. От этого зависят тиражи и рейтинги, на этом делаются имена и создается репутация. В конечном счете это определяет размеры гонораров и уровень жизни каждого из многомиллионной армии репортеров, телеведущих и т. п. Поиск сенсаций - этим всегда журналистская братия занималась и будет заниматься, пока издаются газеты, работают телеканалы, звучит радио, пока кто-либо читает газетные столбцы или страницы в Интернете.

Но необходимо также осознавать соотнесение тактических задач, в том числе стремление к максимальной популярности собственного издания (или передачи), с их общественно значимыми задачами, с ответственностью за влияние на общественное развитие. Влияние на умы людей - это не только возможность, но и высочайшая ответственность.

Россия сейчас переживает весьма непростое время. После ряда лет опасных и разрушительных экспериментов в экономике, государственном строительстве, социальной сфере, идеологии происходит достаточно резкий переход к своего рода "новому курсу". Феномен Путина по-разному оценивается различными аналитиками, а тем более публичными политиками - от апологетики и явного холуйства до сугубо негативистского его восприятия. Но несомненно, что нынешний Президент России взял курс на консолидацию всего российского общества, создание сильной и эффективной модели государственности, повышение уровня жизни не только узкоклановых групп элиты, а всего российского населения. Обновляется и совершенствуется модель российского федерализма, выстраивается новая система отношений федерального центра и субъектов федерации. И долг каждого порядочного человека, даже если он и не согласен с какими-либо действиями или решениями российского руководства, внести посильную лепту в происходящие в обществе преобразования. Если это представляется нужным и действенным, критиковать, бить во все колокола, доказывать свою правоту, взывать к обществу, но помогать улучшению положения в России и положения России в мире.

Что же на деле? Мы явно видим, что наша независимая пресса далеко не всегда способна осознать свою собственную роль и значимость. Цензура Главлита во многом сменилась цензурой рубля. Независимость от власти, за которую столь рьяно боролось при Горбачеве все журналистское сообщество, превратилась ныне во многом в независимость от реальных интересов своей аудитории и от ответственности за результаты своей деятельности. Каждые выборы, от федеральных до местных, показывают, мягко говоря, гибкость целых журналистских коллективов, в том числе и действительно высокопрофессиональных и уважаемых аудиторией. Сиюминутная выгода, публикация оплаченных материалов и проведение проплаченных неизвестными спонсорами кампаний зачастую становятся самоцелью, главной задачей существования газет и телеканалов. Олигархи, криминал, финансовые и иные элиты в последнее время весьма сытно прикармливали отдельные журналистские коллективы. Поэтому участие в травле публичного политика или регионального лидера, в превращении "темной лошадки" в узнаваемого политика стало делом в равной степени привычным и прибыльным. "Чего изволите?" уже стало профессиональным кредо весьма значимой части журналистского сообщества. И при этом благополучно забывается не только ответственность за судьбы России, уж простите за высокий стиль, но и обычные представления о человеческой и журналистской порядочности.

Конечно же, никто не сможет воссоздать в новой версии Главлит или создать подобие оруэлловского Министерства Правды. Это было бы незаконно, да и не в духе нового российского руководства. Но, вероятно, следует создать своего рода кодекс профессиональной чести независимого журналистского сообщества, соблюдение норм которого было бы обязательным для всех, кто относит себя к данной профессии. Это важно еще и потому, что современное российское законодательство все еще далеко от совершенства, в том числе и в отношении правовой ответственности журналистских коллективов за распространение недостоверной информации.

Жизнь в России постепенно меняется, и, кажется, наконец-то к лучшему. И как бы ни оценивали это некоторые ангажированные кем-либо СМИ, происходят позитивные перемены и в экономике, и в общественно-политических процессах, и в сознании людей, происходит смена парадигм социальной политики государства. Политика социального развития заключается уже в изменении условий существования отдельных людей и их групп, с тем чтобы, воздействовав на определенные обстоятельства, способствовать сокращению числа людей, нуждающихся в посторонней помощи. Целью современной государственной политики является поощрение инициативы, активности граждан, стимулирование их к активной деятельности, призванной изменить их статус и материальное положение. Внешняя помощь призвана в этом случае уже не просто обеспечить существование граждан, спасти их от нищеты и голода, а дать импульс к их самостоятельной деятельности, помочь им перейти к самообеспечению.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы