Примерное время чтения: 5 минут
191

Вино для Брежнева хранится до сих пор

ПОМНИТЕ мультфильм про антилопу, которая высекала копытцами золотые монетки? И как она довела-таки жадного раджу до того, что он закричал: "Довольно!"? Похожий обычай есть у дегустаторов вина. Только они "издеваются" не над раджами, а над своими коллегами. Бесчеловечный ритуал называется "Северное сияние" и выглядит так: рабочий день клонится к концу, дегустаторы пробуют очередной образец вина, а остатки сливают в кувшин. Все образцы - в один. И так до тех пор, пока кто-нибудь не говорит: "Все, не могу больше работать!" Тут все и накидываются на беднягу: заставляют выпить целый кувшин - все, что туда слили раньше! "А вы что думаете, виноделие - это непросто", - смеется Сергей Никитин, коммерческий директор Московского межреспубликанского винзавода. Заводу недавно исполнилось 30 лет, и именно там мы решили разузнать все о вине и других приятных напитках.

Даже язвенники и трезвенники знают правило: белое вино - к рыбе, красное - к мясу. Двести миллилитров красного сухого вина помогают организму избавиться от стронция и других тяжелых металлов, еще и витамин Р. Столько пользы - в одном стакане. Повторим еще раз и медленно: в одном стакане. Отберите у гражданина пятую бутылку, а то он уже глаза залил пользой этой!

Зимой вино особенно хорошо в виде глинтвейна. Виноделы научили нас готовить глинтвейн по-научному. Итак, рецепт "Межреспубликанский" специально для читателей "АиФ. СВ": бутылка сухого или полусладкого красного вина 0,7 л, коньяк 50 г, 6 "гвоздичек", 2 лавровых листа, 2 шарика душистого перца, щепотка корицы, цедра лимона. Все это довести до кипения, процедить, налить в фарфоровые чашки (не стаканы!) и пить маленькими глотками, желательно у камина. Лучше всяких лекарств и прививок! А уж приятнее...

Подвал, "залитый" вином

ПРИ слове "винзавод" все радостно цитируют Жванецкого с его "начальником транспортного цеха". На самом деле, по словам коммерческого директора, "проблем с пьянством на Московском винзаводе меньше, чем на других промышленных предприятиях". Соблазн слишком велик, и если кто морально неустойчив, то спивается за месяц, за два. А какие утомительные командировки у виноделов! Вот ездили недавно в Молдавию за винопродуктами. Это же надо все попробовать, пометить крестиком, опечатать цистерны, чтобы жидкость потом не подменили (да, и такое бывает!). За два дня пришлось "отработать" 200 образцов. Хорошо, что пить это все необязательно, достаточно пригубить.

Журналисты - люди стойкие, и нас пустили посмотреть на гордость Московского винзавода - энотеку. За непонятным словом скрываются батареи редчайших бутылок: кагор 1968 года, токай 1970-го, херес 1971-го. Энотека - это элитное собрание коллекционных вин. Круглый год здесь поддерживают специальный температурный режим, а каждый день работники осматривают все бутылки - не подтекает ли ценная жидкость. Двести тысяч пыльных осургученных бутылок лежат на стеллажах в прохладном подвале, так и хочется сказать, "ожидая своего часа". Не дождетесь! Это вино не пьют - на него любуются.

Aнна Тамарина, главный винодел завода, помнит время, когда в энотеку свозились лучшие вина со всех республик. Тогда можно было и продавать лишнее ценителям. Сейчас - нет: каждая бутылка дорога. Французское вино везде увидишь, а таджикское - только в энотеке и осталось. А "Мускат розовый Массандра" 1937 года во время войны сберегали от бомбежек в глубоких подвалах! В 1985 году, когда твердой рукой взялись за виноградники, драгоценные бутылки тоже еле спасли: энотеку хотели превратить в спортзал. Были и попытки краж, в начале 80-х годов, причем администрация думает на тех же милиционеров, что охраняли завод. Тогда злоумышленники разбили окна, как тут же сработала сигнализация.

Героические усилия виноделов и хранителей энотеки были вознаграждены, когда на международной выставке жюри поднесли "Белый мускат красного камня" из запасников завода и английский эксперт произнес: "Такое вино пьют стоя!".

"Черный доктор" для Политбюро

ОЧЕНЬ полюбил это же вино и Виктор Гришин, первый секретарь Московского горкома партии. Виктор Васильевич вообще радел за винзавод, лично открывал его в 1971 году: осматривал цеха, расспрашивал. Одно Гришину категорически не понравилось - двери завода. Причем так не понравились, что он даже выделил гигантскую сумму на новые. Но одну дверь работники завода оставили - на память. Еще один подарок первого секретаря - ковер - лежит в зале для гостей.

Специально для утоления жажды высшего партийного начальства на заводе был создан спеццех. Страшный сон директора винзавода в любом уголке СССР: что он прислал в спеццех вино плохого качества. После такого "прокола" не сидеть виновнику на своем посту.

Разлитыми на заводе винами поили все политбюро - от Леонида Ильича и ниже. Особых предпочтений в марках не было: аппаратчики брали количеством. На базу на Старой площади, откуда вино шло в Кремль, мускаты отгружали сотнями ящиков. Вина "Черный доктор" из экзотического сорта винограда всего-то делали тысячу бутылок, из них половина доставалась правителям.

Партийных работников рангом поменьше элитным вином тоже угощали, но только во время экскурсий по заводу. От "высоких" гостей со всей страны отбоя не было: они позаседают на выездной конференции ЦК - и на дегустацию. После экскурсии не сказать, чтобы выносили, но провожать посетителей приходилось. Сейчас винами из энотеки угощают только дорогих в прямом смысле гостей - важных деловых партнеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно