Примерное время чтения: 7 минут
59

Если не в армию, то в тюрьму?

Сначала будет праздник. Девочки в начальных классах школы подарят своим мальчикам открытки, надписанные аккуратным академическим почерком: "С 23 февраля". Боевые офицеры, наверное, почти поголовно напьются. А молодежь мужского рода призывного возраста нервно покосится на календарь - скоро начнется очередной призыв в армию.

Двадцатишестилетний парень из Обнинска Дмитрий Неверовский может "отпраздновать" День защитника Отечества в колонии общего режима. Два года лишения свободы за уклонение от военной службы - таков был приговор Обнинского городского суда Калужской области.

ДЕЛО НЕВЕРОВСКОГО

В мае 1997 года Дмитрий закончил Обнинский институт атомной энергетики. Местная призывная комиссия почти незамедлительно приняла решение о призыве Неверовского на службу. В этом не было ничего особенного. Обучаясь в вузе, человек имел отсрочку. Закончилось обучение - закончилась отсрочка. Однако произошло нечто, заставившее брови некоторых членов комиссии удивленно приподняться. Дмитрий Неверовский потребовал конституционной возможности на альтернативную службу и, когда ему в этом отказали, обжаловал решение призывной комиссии через суд.

Гражданские судебные разбирательства длились два года, но свою правоту Дмитрию доказать так и не удалось.

Получив в октябре 1999 года очередную повестку, молодой человек снова потребовал предоставления возможности пройти альтернативную гражданскую службу. Но на этот раз военкомат собрал документы и передал их в прокуратуру, которая возбудила уголовное дело. Обнинский суд вынес приговор: Неверовского Дмитрия Антоновича признать виновным в совершении преступления и назначить ему два года лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Признанного уклонистом Неверовского заключили под стражу и до рассмотрения апелляционной жалобы отправили в Калужский следственный изолятор.

Дело это в своем роде уникальное. Молодые люди в России сегодня тысячами отказываются идти в армию. Они считают, что на то есть все законные основания. В Конституции записано: "Гражданин РФ, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, ...имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой".

Случай Неверовского стал первым, по которому, после заведения уголовного дела, было вынесено подобное решение.

ПОЧЕМУ?

Конституция России в ее нынешнем виде была принята еще в 93-м году. Возможность альтернативной гражданской службы была продекларирована, но Государственная Дума так и не приняла закон, который бы определял реальные механизмы ее прохождения. Тем призывникам, которые пытаются отстоять собственное конституционное право, в военкоматах обычно говорят: "Закона об альтернативной службе нет, и отправить на нее мы не можем. Значит, пойдешь служить в армию..." Соглашаются с этим не все. И с каждым годом "уклонистов" становится все больше и больше.

Гражданские судебные заседания по подобным делам проходили и раньше. Более того, многие из них были проиграны отказниками, что, впрочем, прежде всего значит следующее: некоторые подзабыли ту самую Конституцию, точнее то, что она является главным законом государства и имеет прямое действие.

Тем не менее для отказников фатального в этом ничего не было. За несколько лет в стране сложилась целая традиция: суд по гражданским делам признает молодого человека неправым, молодой человек все равно не идет служить, и все на этом заканчивается. Даже Министерство обороны как-то без особой паники взирало на то, что прокуроры отказывались возбуждать против злостных "уклонистов" уголовные дела. Тысячи отказников - это считанные проценты от общего призыва. У министерства были десятки тысяч молодых парней, которые надевали форму, и такое положение вещей вполне устраивало военное руководство. Судьи отказывали призывникам с чистой совестью, не обращая внимания на Конституцию, потому что знали: на этом все закончится. Уголовные дела можно было пересчитать по пальцам, и все они, опять же, заканчивались ничем, потому что так явно "переть" против Конституции было боязно.

Значит, сейчас страх пропал? С чем это может быть связано?

В том же Обнинске, где много активистов антимилитаристского движения, отказников уже около сотни. Столько же, сколько город должен отправлять на службу в Вооруженные силы за один призыв.

Ситуация явно не устраивала местное военное начальство, которое наверняка получало по шее. Однако прокурор города уже на протяжении нескольких лет отказывал военкомату в возбуждении уголовных дел. Первым исключением стал Неверовский. Сам ли прокурор переосмыслил свои взгляды на правосудие и конституционные нормы или была какая-то другая причина - сейчас сказать трудно. Правозащитники, которые участвуют в деле Неверовского, считают, что это вполне могло быть некое негласное распоряжение. Война-то идет, и пополнять армию свежей кровью необходимо.

АРМИЯ

По словам Сергея Юшенкова, депутата Государственной Думы, а в прошлом - офицера Вооруженных сил, "служба в Российской армии сегодня - один из худших видов рабства". О создании профессиональной армии в нашей стране говорят уже давно, однако провести реформу мешает "косность большинства, боязнь того, что сами военачальники не будут соответствовать уровню, требованиям профессиональной армии". Николай Храмов, секретарь Антимилитаристской радикальной ассоциации, говорит еще откровеннее: "На пути у реформы есть одно очень простое препятствие: армия будет становиться профессиональнее, боеспособнее и неминуемо при этом будет сокращаться. Это будет означать сокращение должностей в Министерстве обороны..."

Военный комиссар Калужской области генерал Головкин в своем интервью местной газете как-то сказал: "Стараниями антимилитаристов престиж армии сильно подорван. Выполнять задания по призыву стало намного сложней. Родители, особенно мамаши, далеко не все сознательны и не понимают, что с боевиками бороться надо не заклинаниями".

Понять генерала можно. Вполне можно понять и тех, кто считает, что Неверовский получил по заслугам. "Нечего жалеть маменьких сынков, которые, прикрываясь какими-то убеждениями, просто боятся и не хотят идти служить, когда другие гибнут, защищая Отечество".

Действительно, многие сегодня не хотят идти служить, и не только потому, что армия воюет и действительно несет потери. Не хотят служить именно в этой, в такой армии. Потенциальные призывники поголовно убеждены в том, что люди, надевшие военную форму, оказываются в рабстве. По сравнению с положением военнослужащих многих других стран это действительно так.

Генерал был прав, когда сказал, что престиж армии сильно подорван. Только вот кем он подорван? Ответ на этот вопрос труден и легок одновременно. Современная система комплектования Вооруженных сил совершенно не соответствует тем задачам, которые армия призвана выполнять. Сомнений в том, что армия должна формироваться на профессиональной основе, у нас с каждым днем становится все меньше. Однако есть люди, которые будут до последнего противиться каким бы то ни было изменениям и делать все, чтобы старая смердящая система, неотъемлемой частью которой они являются, продолжала работать. Дело Неверовского в этом смысле может оказаться очень важным. Признание Калужским областным судом справедливости обнинского приговора может стать прецедентом и знаком для остальных: "Не хочешь в армию - иди в тюрьму". Может быть, это и поможет залатать бреши в следующем, весеннем призыве, но проблему не решит, и с каждым - не годом, а месяцем и днем армия призывных рабов будет разлагаться все сильнее. Трудно даже предположить, чем все это может окончиться для страны.

P. S. Рассмотрение кассационной жалобы Неверовского в Калужском областном суде было назначено на 8 февраля. О результатах мы обязательно сообщим в следующем номере "АиФ. Разбор".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно