Примерное время чтения: 6 минут
123

ЯНДАРБИЕВ: ТЕРРОРИСТ С ИНТЕЛЛИГЕНТНЫМ ЛИЦОМ

В советские времена людей можно было делить на "своих" и "врагов". А теперь и "свой" может оказаться хуже злейшего врага, и "враг" - надежным партнером по бизнесу.

Взять, к примеру, хоть Зелимхана Яндарбиева. Был "простым советским человеком", которому советская власть дала все. После школы решил самостоятельно встать на ноги: начинал с разнорабочего, потом - каменщик, помощник бурильщика и вдруг... корректор.

Дело в том, что Яндарбиев почувствовал себя поэтом, стал писать стихи и даже публиковать их. Приехал в Москву, где закончил двухгодичные Высшие литературные курсы, став таким образом обладателем диплома о высшем образовании, а впоследствии и членом Союза писателей СССР.

Летом 1989 г. Яндарбиев стал одним из создателей и руководителей чеченского националистического общества "Барт". В мае 1990 г. на учредительном съезде Вайнахской демократической партии был избран ее председателем, за что был даже посажен в Грозном в тюрьму, где просидел около полугода. Разумеется, Яндарбиев принял самое активное участие в захвате власти в Чечне осенью 1991 г. Именно его называют главным организатором массовых беспорядков в сентябре того года в Грозном, вылившихся в вооруженный захват Верховного Совета республики.

В начале 90-х годов в Грозном сложилось ядро чеченской элиты, куда помимо интеллигенции вошли представители криминального бизнеса и реакционного духовенства, которое было ориентировано на сепаратизм. И Зелимхан Абдул-Муслимович стал, может быть, самым влиятельным лицом в этом ядре. Именно к нему сходились все тайные нити, одни из которых вели в Москву к тамошним московским политикам, заинтересованным в разжигании ситуации на Кавказе, другие вели к криминальным чеченским группировкам, разбросанным по всей России, третьи - за границу: в Турцию, Иорданию, Саудовскую Аравию.

"Демократ"

ВСЯ эта деятельность Яндарбиева не осталась "безнаказанной". В сентябре 1991-го он был избран депутатом парламента ЧР и сразу же возглавил парламентский комитет по средствам массовой информации и свободе слова. Как истинный "демократ" тут же выступил за закрытие оппозиционных газет и репрессии против журналистов. Яндарбиева считают причастным к расправе в 1993 г. над журналистом газеты "Экспресс-Хроника" Дмитрием Крикорьянцем.

Быстро выявилась и русофобия Яндарбиева. Он стал инициатором запрещения проведения русского съезда в республике, идеологически прикрывал массовое вытеснение русского населения из Чечни, препятствовал распространению и публикации в прессе фактов геноцида над славянским населением.

В гражданской по своей сути войне в Чечне, начавшейся в 1991 г., виновен прежде всего именно "демократ" Яндарбиев. Он был одним из инициаторов принятия дискриминационного закона "О возвращении муниципализированного жилья прежним владельцам", который впоследствии явился поводом для массовых столкновений русскоязычного населения с чеченскими национал-экстремистами. Закон был позже отменен Дудаевым, однако многие русские из-за уголовного террора лишились своего жилья.

Все эти бурные годы Яндарбиев яростно стремился к верховной власти. Но для того, чтобы стать президентом, ему не хватало авторитета, которым исторически пользовались на Кавказе воины. Яндарбиев хорошо понимал это, поэтому сделал ставку на Дудаева. Так, в апреле 1993 г. он поддержал решение президента Д. Дудаева о роспуске парламента, Конституционного суда ЧР и Грозненского городского собрания и, видимо, в обмен на это указом Д. Дудаева был назначен "исполняющим обязанности вице-президента ЧР".

Однако, как утверждают те, кто хорошо знает Зелимхана Абдул-Муслимовича, ему быстро надоело быть на вторых ролях, и для удовлетворения своих амбиций он был готов к очередному кровопролитию с целью захвата власти любым путем.

Но тут в планы Яндарбиева вторглась первая чеченская война. Как уже было сказано, Зелимхан не вояка. И даже малость трусоват. Так, во время штурма Грозного в декабре 1994 - январе 1995 г. он предпринял попытку покинуть Грозный вместе с группой турецких журналистов, обещая им за содействие в сохранном вывозе своего "тела" 1,5 млн. долл.

Проигрыш

КАЗАЛОСЬ бы, после гибели Дудаева путь к президентству открыт. Но претендентов на высший пост оказалось предостаточно. Накануне выборов президента Чечни усилились противоречия между сложившимися группировками, в первую очередь Масхадова с одной стороны, Яндарбиева и Радуева с другой, и их борьба за сферы влияния. Но ни Радуев, ни Яндарбиев настоящими боевыми действиями с федералами себя "не запятнали", поэтому чеченцы отдали предпочтение Масхадову, благо хоть тот был подполковником Советской армии.

Но и после поражения в борьбе за пост президента жизнь все-таки не кончалась, и Яндарбиев как мог постарался усилить свое влияние в новых властных структурах. Так, в феврале 1997 г., накануне инаугурации А. Масхадова, Яндарбиев подписал целый ряд указов о присвоении воинских званий и награждении орденами и медалями ЧРИ многих своих сторонников, тем самым создав из них целую плеяду бригадных генералов и полковников. Отменить эти указы Масхадов не имел возможности, так как это могло привести к увеличению числа его личных врагов среди полевых командиров. Не отменяя же указы, он вынужден был считаться с политическими амбициями новоявленных военачальников и "героев нации", которых было необходимо обеспечить подходящей должностью и источником дохода.

Не сумев встать во главе Чечни, Яндарбиев со своими немногочисленными сторонниками стали создавать "государство в государстве." Для этого они стали активно проповедовать чуждый чеченцам ваххабизм и приглашать в республику наемников со всего мусульманского Востока.

Кроме того, своих сподвижников Яндарбиев "благословил" на захват людей с целью получения выкупа. Причем хватали не столько русских, сколько самих чеченцев. Этим отличались его приверженцы - полевые командиры Арби Бараев, Салман Радуев, братья Хайхароевы, каждый из которых содержал одновременно иногда до сотни пленных.

Для распространения пожара исламской революции в Таджикистан для ведения боевых действий на стороне оппозиции направлялись боевики из Чечни. Под патронажем Яндарбиева в Грозном осуществлялась также интенсивная подготовка террористических групп, состоявших из людей Басаева и Радуева, для оказания помощи ингушам в планируемом захвате Пригородного района.

Словом, у российских спецслужб и правоохранительных органов будет о чем поговорить с Зелимханом Абдул-Муслимовичем, если его поймают.

Непростой характер экстремиста

ТЕ, КТО его хорошо знает, говорят, что сегодняшнего Яндарбиева отличают фанатизм, отсутствие в политике гибкости и умения идти на компромисс в экстремальных ситуациях. Близкое окружение характеризует его как личность с ярко выраженными психопатическими качествами, неспособного к адекватной оценке политических реалий. По этим причинам в российских властных структурах какой-либо диалог с Яндарбиевым считают маловероятным.

Среди полевых командиров Яндарбиев считается человеком не только некомпетентным и авантюрным, но и склонным к стяжательству. Утверждают, что у него, как, кстати, и у Масхадова, в одном из малайзийских банков лежит несколько миллионов долларов. Сам Зелимхан Абдул-Муслимович своей основной базой сделал Грузию: вроде бы и от войны близко, но в то же время и не на войне. А там, в пригороде Тбилиси, у него очень хороший особняк.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно