Примерное время чтения: 8 минут
1568

Женщина в криминальном мире

О женской преступности - ее специфике и причинах - рассуждает профессор Вологодского института права и экономики Минюста России, автор книги "Женщина в "зеркале" криминала" Татьяна ВОЛКОВА.

- Почему вы обособляете женщин-преступниц? Не все ли равно, кто преступил закон - женщина или мужчина? Важен не пол, а статья Уголовного кодекса...

- Но у женщин в криминальном мире свои особенности. Например, они во все времена опережали мужчин по количеству умышленных убийств. Традиционно убивали с помощью яда и другими коварными способами.

Совершая преступление, женщина зачастую действует гораздо хладнокровнее сильного пола. Алкоголь в ее действиях не играет такой роли, как у мужчин. Она, как правило, дольше вынашивает мысль о преступлении. В Вологодской колонии есть осужденная, которая 30 лет терпела издевательства мужа: он бил и ее, и детей. На 31-й год она взяла топорик и... Теперь она рассказывает: "Я с таким удовольствием растюкала его головенку!" Как минимум каждая вторая женщина-убийца годами терпела издевательства мужа и только потом убивала его. Большой удельный вес убийств сожителей, любовников. Вероятно, оттого, что такие отношения неустойчивы. По данным моих исследований, 90% женщин-убийц не жалеют и не раскаиваются в содеянном. Уже накоплен материал для моей следующей книги - "Проблемы женской преступности в современной России".

Похожие чем-то настроения я замечала, общаясь и с обычными, законопослушными женщинами. Когда муж изменил или ушел к другой, они говорят: "Лучше бы он умер! Я бы его похоронила, приходила на могилку... и знала, что он здесь лежит, и он мой". Чего только не бывает на почве женской ревности! Одна женщина ехала на поезде мимо станции, где пять (! ) лет назад ей изменил муж. Она сошла с поезда, пришла в дом своей соперницы и убила ее. Подобных случаев немало, т. к. женщинам свойственна повышенная мстительность.

Тревожная тенденция - рост числа детоубийств. Но не младенцев, а детей более старшего возраста. Например, мать убивает четырнадцатилетнюю дочь, приревновав к ней сожителя.

- Выходит, женщины-преступницы - это в основном кровожадные убийцы? Или у них есть другие, более "популярные" уголовные статьи?

- Чаще всего женщины совершают корыстные преступления. По количеству раньше лидировали кражи. Теперь растут грабежи и разбои. Недавно я общалась в женской колонии с осужденной. У нее высшее филологическое образование и еще два неоконченных - экономическое и юридическое. Стихи великолепные пишет. Это же личность! И как она своим интеллектом и способностями распорядилась? Работая в банке, инсценировала его ограбление. Неудачно, правда.

Как-то я беседовала с одной 68-летней бабушкой, убившей мужа. На вид - божий одуванчик. Рассказывает, что все получилось случайно. Сидели с дедушкой в праздник, выпивали. Он упал, она его подняла, он опять упал, она его снова усадила... И так, пока он концы не отдал. А по материалам уголовного дела все совсем не так! Чего только эта бабуля с дедом не вытворяла! Била ногами по голове. Переломала ребра. Оказалось, она недавно вышла за него замуж по корыстным мотивам (это почти в 70-то лет!). Ей жить до этого было негде. Убила старичка из-за квартиры.

- Что вы думаете о личности корыстной "пирамидчицы" Валентины Соловьевой ("Властелины")?

- "Властелина" скорее всего соответствует типу профессиональных преступниц. Это люди, которые сознательно себя причисляют к преступному миру, занимаются преступностью как бизнесом. На их исправление, как правило, рассчитывать не приходится...

- Часто ли женщины бывают лидерами преступных групп?

- Редко. Они все наперечет. Была, например, уникальная преступница Никифорова (воровская кличка Каля). В блатном мире ее называли мамой. Что фактически приравнивается к "воровскому авторитету". Лидером одной преступной группы была семнадцатилетняя девушка.

- Наверняка есть преступления, которые женщина совершить в принципе не способна. Изнасилование, например.

- Ошибаетесь. Соучастниц в изнасиловании становится все больше. Они заманивают подружек, держат их, в то время как мужчины насилуют.

- Какой-то жуткий разговор у нас получается. Как вы думаете, почему все эти вышеописанные кошмары набирают ход?

- Думаю, происходит деградация нравственности. Я проводила опрос среди девочек седьмых классов: что, по их мнению, делать стыдно? Семеро из 120 написали: "Стыдно быть беременной", "Стыдно быть пьяной", "Стыдно курить". Все остальные написали: "Не знаю". А в Японии, например, причины низкой преступности объясняют именно чувством стыда, боязнью общественного осуждения. У нас же получается замкнутый круг. Люди хотят чувствовать себя в безопасности. И что же? Несовершеннолетние девочки стараются примкнуть к преступной группировке, чтобы там найти защиту.

Средства массовой информации зачастую играют отрицательную роль. Девятилетний мальчик убил дядю и расчленил труп. "Как ты это сделал?" - "А я видик посмотрел!" Оперативники жалуются, что работать стало невозможно - все оперативные способы показывают по телевизору. А кино посмотрите! В финале побеждает преступник, а милиционер или полицейский выглядят дурачками.

- Какие элементы криминальной субкультуры присущи женщинам?

- В первую очередь у людей вызывает интерес проблема лесбиянства в женских зонах. Но надо заметить, что гомосексуализм за колючей проволокой в женской среде существенно отличается от мужского. У женщин подобные взаимоотношения строятся на добровольной основе. (В женской неформальной группе почти нет насилия.) Сформировавшиеся пары довольно верные. На почве такой любви даже разыгрываются трагедии. Одна лесбиянка отбыла срок, за ней приехал муж. В купе поезда она убила его, чтобы вернуться к своей подруге.

Помимо устойчивых пар есть и своеобразная проституция. Осужденные с ярко выраженными мужскими чертами внешности и поведения вступают в сексуальные отношения с другими женщинами за сигареты, продукты и т. д.

...Помню смешной эпизод на концерте для родственников в колонии. На сцене выступала "активная" лесбиянка, пела "под Филиппа Киркорова", - парень парнем. А рядом со мной в зрительном зале сидела приехавшая кого-то навестить бабушка. Она меня в бок толкает и спрашивает: "Парень-то как сюда попал?!"

Впрочем, сейчас в зонах распространены и обычные браки. Мужчины с воли женятся на женщинах, отбывающих наказание. Недавно была такая история в Вологодской колонии. Очень симпатичный мальчик по переписке познакомился с девушкой, которая сидела за корыстное преступление. Чего только его мама не делала - приезжала, отговаривала, ругала. И все равно он женился. Сказал, что, мол, на воле девушки сейчас еще хуже. Причем многие мужчины своих осужденных жен и невест не бросают и ждут. Приезжают на день колонии - в костюмах, с цветами.

- Вы часто посещаете женские колонии. Какое впечатление они на вас производят?

- Думаю, стоит приоткрыть ворота колоний для помощи общества. По крайней мере колоний общего режима. Ведь у людей столько родственников и знакомых, которые отбывают наказание. Почему бы не дать объявление в газету? Люди отзовутся и придут - провести занятие по английскому языку, научить вышивке и т. д. и т. п. Не надо бояться помощи благотворительных фондов. Или если частное лицо хочет материально помочь - почему нет? - приходи, оформляй документы и с каждой зарплаты делай отчисления.

Некоторые меры, по-моему, больше рассчитаны не столько на улучшение для осужденных, сколько на общественный резонанс. Например, введение свободной формы одежды в колониях общего режима. Я помню мое первое впечатление, когда я увидела результат: шок! Представьте себе: кто в шортах с разрезами, кто в прозрачных майках, косметики по три килограмма... Ощущение борделя. Кроме того, началось социальное расслоение: кому на зиму шубу прислали, а кому ничего. В некоторых колониях началась чесотка и другие кожные заболевания, потому что осужденные за пачку сигарет, за пакет молока меняются одеждой.

- Видите ли вы выход из ситуации, когда освободившаяся женщина не может найти ни жилья, ни работы, и ей ничего не остается, как стать рецидивисткой?

- Я беседовала с начальником одного из областных УИНов, так он рассказал, что после амнистии многие освобождающиеся заявили: "Пока тепло - мы на свободе, а к зиме мы к вам придем, ждите". Есть, например, такая бабушка Настя. Она свободы боится! Провела в колонии 35 лет. У нее нет ни дома, ни родных, ни близких. Она выходит на свободу, крадет что-нибудь, ее снова сажают.

Одно из решений проблемы, на мой взгляд, опекунство (освобождение состоятельных лиц от налогов, если они берут под опеку таких людей). В Москве есть бизнесмен, бывший осужденный, который поселил несколько человек в вагончике. Отдельно - женщин. Отдельно - мужчин. Женщины вяжут и продают рукавички, мужчины на стройке подрабатывают.

Другой вариант - это заброшенные деревни. Там уже есть и дома, и поля. Ведь и на выращивании картошки сейчас можно неплохие деньги заработать.

В 1926 г. в России существовало 14 видов работных домов для бывших осужденных. Выходя на свободу, человек мог выбирать: сапожную мастерскую, ткацкое производство, сельскохозяйственную ферму и т. д. Ему всегда было обеспечено койкоместо в общежитии.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно