Примерное время чтения: 6 минут
1173

Женщина с характером (27.04.2003)

Наталья родилась, несмотря на медицинские запреты: у мамы выявили тяжелую болезнь сердца. Может быть, поэтому она не раз нарушала стереотипы, идя наперекор судьбе. Казалось, будущее девочки предопределено. Дочь дипломатов непременно должна - по тем временам - быть отличницей, комсомолкой, поступить в МГИМО, выйти замуж за однокурсника, а в результате: вести размеренную жизнь, заботясь о карьере мужа. Однако все получилось не так.

В семь лет Наташа заболела ревмокардитом. Отнимались ноги, врачи давали неблагоприятные прогнозы, тем не менее, девочка выздоровела. В юности она уже каталась на горных лыжах, ныряла с аквалангом, ходила в горы. А, став матерью семейства и ученой дамой, играла в теннис и даже занялась спортивными танцами.

С детства в ней было очень развито чувство ответственности: никто из родителей не проверял ее уроки, более того, девятилетняя Наташа помогала маме ухаживать за близнецами-сестричками. Родители часто бывали с мужем на приемах, как того требовал дипломатический протокол. "С кем Вы оставили девочек?" - спрашивали ее другие гости. "С няней", - отвечала мать, тревожно думая, что няньке-то всего девять лет.

При поступлении на факультет журналистики в МГИМО Наташе Дубинской пришлось проявить твердость характера. Хотя она была дочерью известного дипломата, средний балл ее аттестата был очень высок, а комсомольская характеристика безукоризненна, в приемной комиссии предупредили: "Шансов никаких". На весь поток из ста человек собирались принять десять девушек: трех с периферии, двух медалисток, дочку ректора и младшую дочь маршала. Однако Наташа решила не сдаваться, сдавала экзамены, и ее зачислили.

Дубинина с упоением училась и занималась общественной работой. От жизни хотела получить все и сразу. Замуж вышла рано, за своего однокурсника.

Хотела поступать в аспирантуру, но в очную не взяли, и после окончания МГИМО она осталась в лаборатории "Проблемного анализа международных отношений". В 1979 году, в разгар противостояния двух систем, Дубинина пишет диссертацию о модели политического сотрудничества в рамках единой Европы. Диссертация была защищена не сразу. Она прилетала из Нью-Йорка, где работал ее муж, на предварительные обсуждения, спорила, безрезультатно доказывая свою правоту, но принципиальную точку зрения так и не изменила.

Честно говоря, в Америку Наташа ехать не хотела, но супруга предупредили, что в "холостяцком варианте" он вряд ли сможет продолжать работу в МИДе. Вскоре родилась дочь. Казалось, Наташа обречена на роль домашней хозяйки. Однако с ее характером принять такой поворот судьбы было сложно.

Как только представилась возможность, Дубинина устроилась на работу в библиотеку ООН в отдел каталогизации. В резюме она по глупости, как потом выяснилось, честно перечислила все свои заслуги. Спасибо на собеседовании подсказали: "У вас, к сожалению, уровень образования выше, чем требуется". Пришлось Дубининой скрепя сердце перевирать анкетные данные: мол, закончила заочный вуз, работала в библиотеке. Конечно, учет и их описание книг - не самое увлекательное занятие, однако опыт, приобретенный во время работы в ООН, оказался весьма полезным. Приходилось ладить с множеством людей, соблюдать миллион формальностей и мило улыбаться своей начальнице-филлипинке, зная, что в конце рабочего дня она составляет отчет о том, что "делала русская". Многих раздражало, что Наташа не бросила науку, пишет статьи и еще переводит с французского романы и повести. Потом она сдала экзамен и получила престижную работу редактора официальных отчетов ООН. Все складывалось замечательно. Но вскоре срочно пришлось подать заявление об уходе по собственному желанию и завещать Советскому Союзу положенную на старости лет ежегодную пенсию в тридцать тысяч долларов. Дело в том, что Юрий Дубинин, отец Наташи, был назначен на работу в Нью-Йорк, а потом переведен послом в Вашингтон. И по правилам того времени родственникам категорически запрещалось встречаться за рубежом, не то, что вместе работать.

В лабораторию при МИДе, где она работала до командировки, ее уже не взяли: в стране шла кампания по борьбе с семейственностью. Зато однажды пригласили на Старую площадь. Кадровик поинтересовался, что она умеет делать. Дубинина перечислила, чем занималась, и добавила, что недавно вернулась из Америки и кое-какой опыт у нее за плечами есть. "У кочегара тоже есть опыт", - ответил чиновник. "А что Вы имеете против кочегаров" - парировала Наташа. "Вы тут не дерзите", - оборвал ее кадровик. Тем не менее, эта выходка не помешала Дубининой стать старшим преподавателем кафедры международных отношений в Институте общественных наук. Там учились иностранцы, многим из которых вовсе не хотелось грызть "гранит науки". Наташу это очень огорчало. И не известно, чем бы дело кончилось, но в Москве открылся научно-исследовательский институт Европы, куда Наташа перешла. Институт занимался формированием концепции Общеевропейского дома. Вот где пригодились Наташины знания, идеи, опыт. Дубинина была первой советской женщиной, появившейся в Совете Европы.

Спустя какое-то время, скорее ради шутки, знакомый юрист предложил Наташе и ее друзьям зарегистрировать общественную организацию. "Почему бы нет?" - подумала Дубинина. Так появилась "Ассоциация содействия междисциплинарным исследованиям в области анализа и прогноза развития мирового сообщества". Звучало слишком длинно, поэтому придумали сокращенный вариант - Имажинария. Тут рождались и осуществлялись проекты, которые не соответствовали научному статусу института Европы. К примеру, разработка новых воспитательных и образовательных концепций. В результате появился журнал "Клепа" для детей младшего и среднего школьного возраста, который существует вот уже двенадцать лет.

Впрочем, "Клепа" - не просто журнал, это комплексная программа общения с детьми, включая праздники, клубные встречи, театральные шоу, мастер-классы.

Однако интересный издательский проект, увы, доходов не приносил. Наташе пришлось уйти из института Европы и помогать мужу в делах фирмы, торговавшей зерном. Она ничего не понимала в этом бизнесе, но была хорошо знакома с деятельностью международных организаций, Дубинина стала вице-президентом компании по инвестициям.

Между тем Наташа не совсем отошла от международных проблем. Только сегодня она занимается народной дипломатией. Еще во время работы в институте Европы она, как единственная женщина - член Ученого Совета, побывала на заседании Международного женского форума. Сегодня Наталья Дубинина - вице-президент Международного правления Форума. Кстати, она считает это не личным успехом, а признанием заслуг россиянок. В следующем году Форум соберется в России, и поэтому Наташе предстоит много дел.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно