Примерное время чтения: 5 минут
141

Москва - это devka, vodka и medved?

Лето - москвичи отправляются смотреть мир, а мир приезжает смотреть нас. Причём к нам туристы в очередь не выстраиваются. Неужели Москва так непривлекательна? Может, иностранцам чего-то здесь не хватает? Или, наоборот - чего-то в избытке?

"ГОРОЖАНЕ очень красивы, особенно женщины, но вообще народ очень грубый. Мужчины сильны, но склонны к пьянству, крупные, полные, ходят, словно быки. По городу ездят нагло, и люди до того упрямы, что скорее переломают друг другу колёса, чем свернут с дороги. Город обширен, но грязен и беспорядочен". Чем не типичное описание нашей современной столицы из какого-нибудь западного путеводителя "Moscow-2007"? Тем не менее приведённые цитаты - впечатления иностранцев о Москве и москвичах... XV-XVII вв. А теперь для сравнения посмотрим, какой видят Москву потомки тех стародавних путешественников, например, нынешние западные журналисты.

"ПО ДОРОГЕ на вечеринку мы видели множество автомобильных аварий. Битьё машин - это то, чем часто занимаются москвичи". "Улицы в Москве не созданы для людей. Часто широкие, на них нет пешеходных переходов. Такси нет. Автомобили, которые являются таковыми официально, управляются организованными головорезами". (SUNDAY TIMES)


"СПУСКАЯСЬ в метро, ты сталкиваешься не только с бесконечной людской толпой, давкой, но также с запахом мокрой шерсти, рвотных масс и пота, исходящих от пассажиров". "Люди, которые здесь живут, ужасно неприветливы". (HANDELSBLATT)


"ТО, ЧТО у Москвы проблемы с имиджем, ни для кого не секрет. Единственные "бренды" - автомат Калашникова и коктейль Молотова... Да, это очень холодная страна. В какой-то мере ею правит КГБ. И медведи иногда ходят по улицам". (GUARDIAN)

ОБИДНО? Мне - да. Нет, кое-какое негодование могу разделить, например по поводу "удобств" в метро. Но остальная архаика вроде "Kalashnikoff, devka, vodka, medved" оскорбительна. Что с этим делать? Первая реакция предсказуема: нужно ломать эти дурацкие стереотипы и начинать рекламную кампанию по смене имиджа Москвы.

И вот тут нас подстерегает засада. Стереотипы, с поправкой на некоторые реалии, складывались чуть не полтысячи лет. И никакая кампания не исправит положения. Ведь мы тоже не спешим расставаться с мнением, что "на восточном базаре могут обворовать и продать любую дрянь". Однако, зная это, с удовольствием ездим в Турцию. А выходки британских футбольных фанатов вряд ли напугали желающих посетить дом Шерлока Холмса.

Но вот о чём стоит серьёзно задуматься. Скверное метро, хамство на дорогах, не всегда европейский уровень гостиничного бизнеса, дороговизна - это всё шелуха, наносное. Действительно, плохо то, что Москва ничем не может КОМПЕНСИРОВАТЬ эти недостатки. Традиционные туристические заманухи - Кремль, собор Василия Блаженного, ГИМ, ГМИИ им. Пушкина, Новодевичий монастырь - прекрасны, но претерпеть неудобства только ради них изнеженный иностранец не готов. Быть может, стоит перестать дуться и оскорбляться, а вместо этого заставить стереотипы, даже самые неприглядные, работать на нас? Удалось же ирландцам, славящимся своим феерическим пьянством, сделать так, что их за это самое и полюбили.

КГБ, говорите? Вот вам музей "Beria's Gang" ("Банда Берии"). Осмотр щекочущей нервы экспозиции, а потом прогулка по Москве в антикварных "ЗИМах" и "Победах" в сопровождении гида, одетого в форму майора НКВД. "Калашников" и коктейль Молотова? Да отвезите вы иностранцев в Подмосковье, на какой-нибудь полигон, поставьте макеты "Тигров" и "Пантер", пусть постреляют, побросают бутылки. А тем, кто представляет Москву как средоточие классической оперы и балета, - "Лебединое озеро" и "Борис Годунов" в режиме мюзикла, нон-стоп. Ну и про сильные стороны забывать нельзя. Русский человек первым взлетел в космос, в этом не сомневаются даже самые яростные недоброжелатели, а у нас нет музея Юрия Гагарина! Да такого, чтоб примерить скафандр, попробовать еду из тюбиков, посидеть в корабле, покрутиться на центрифуге... Дорого? Конечно. Но бороться со стереотипами выйдет дороже.


Евгений БУНИМОВИЧ, депутат Мосгордумы:

- В МОСКВУ едут именно для того, чтобы убедиться в её сложившемся имидже. Турист имеет право видеть то, что он хочет. Другое дело, что мы перекармливаем иностранцев этнографией и древней историей. Современных музеев мало, да и этнография в виде кошмарных арбатских матрёшек оставляет желать лучшего. Их покупают и увозят по принципу "на безрыбье и рак рыба". Ещё одна важная деталь - турист настроен отдыхать. Но сами мы отдыхать толком не умеем и своим отдыхом его не увлечём. В Рио-де-Жанейро едут на карнавал, в Мюнхен - на Октоберфест, а к нам? Разве что на Масленицу можно, но не сезон. Есть над чем подумать.


ВОЗМОЖНЫЕ БРЕНДЫ

1. Музей НКВД-МГБ-КГБ.

2. Музей Юрия Гагарина.

3. Музей русской мафии и преступного мира.

4. Классическая музыка - раскрученные русские балеты и оперы в режиме мюзикла.

5. Праздник-карнавал, проходящий летом. (Можно отмечать Куликовскую битву - крупнейшее сражение Средневековья. Реконструкция боя, медовуха, костюмы, сувениры.)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно