Примерное время чтения: 5 минут
115

Пищевой поГОСТ

НА ПРОШЛОЙ неделе сотрудники милиции изъяли со склада готовой продукции 32 тонны свежемороженой свинины, 1,5 тонны горбуши и свыше 100 килограммов куриных окорочков. Лабораторные исследования показали, что в свинине сильно превышены предельно допустимые концентрации свинца и кадмия, в горбуше и куриной продукции обнаружена бактерия сальмонелла. В отношении руководства предприятия, которое занималось реализацией мясной продукции, возбуждено уголовное дело. Но ведь кто-то уже успел съесть этот "смертельный набор".

"ПИЩЕВЫЕ" скандалы сотрясают столицу. Так, московская прокуратура расследует массовое отравление рабочих суррогатным алкоголем (из 13 чел. трое скончались). Не забыта и шпротная история, когда в банках обнаружили повышенное содержание канцерогенного вещества бензопирена. Почему так легко попадают на полки магазинов некачественные, а зачастую опасные для здоровья людей продукты?

Этот вопрос мы адресовали руководителю Московской государственной инспекции по качеству с/х продукции, сырья и продовольствия (МосГИК) Людмиле ГОРДИЕНКО.

- ПРИНЯВ закон "О техническом регулировании", государство по сути переложило контроль за качеством продуктов на покупателей. Прежде всего страдают люди с невысокими доходами: они вынуждены покупать то, что подешевле, не задумываясь о качестве. Но и другим потребителям не повезло: производители не всегда указывают полную информацию о своём товаре и могут скрыть истинный состав продукта. Потому что им нечего бояться: штраф за нарушение минимальный, продавец и производитель отделываются в среднем 1700 руб. Производителю проще заплатить и продолжать намеренно снижать себестоимость продукции, используя дешёвое низкокачественное сырьё с добавлением наполнителей, эмульгаторов, разрыхлителей, стабилизаторов. Добавьте сюда несоответствие санитарным и другим нормам, отсутствие контроля качества выпускаемой продукции, и вы поймёте, почему рынок насыщен фальсифицированными и суррогатными продуктами. У нас не принято публиковать результаты проверок Роспотребнадзора, это квалифицируется как антиреклама. Но именно антиреклама применяется за рубежом как одно из эффективных средств борьбы с недобросовестными производителями и продавцами.

Проверки госорганов не решают проблему с качеством продуктов. По федеральному законодательству мы можем проводить контрольную проверку на заводе или в супермаркете лишь 1 раз в 2 года, а на вновь открывшихся предприятиях малого бизнеса - только через 3 года после начала их работы. По окончании этого срока ушлые коммерсанты переименовывают фирму, проходят перерегистрацию и снова свободны от проверок на 3 года. Кстати, вы знаете, что законы обязывают уведомить предприятие или магазин о грядущей проверке, а также о поступившей жалобе на некачественный товар за 5 дней? Что можно найти после такого заблаговременного предупреждения? В странах ЕС внезапные проверки - норма, сетевые магазины вообще проверяют ночью.

Большинство производителей выпускает продукты, соответствующие не ГОСТам, а так называемым техусловиям. Более того, бизнесмен сам утверждает ТУ, в которых показатели качества, как правило, ниже гостовских. В отличие от западных стран, где действует система огромных штрафов и существует угроза лишиться прав на торговую деятельность, на нашем рынке можно продать продукцию даже без сопроводительных документов. Часто встречается видовая фальсификация. Например, более дешёвые виды рыб за счёт применения вкусовых добавок выдают за дорогие сорта (под видом филе трески и судака производят и реализуют минтай или путассу), мясо и мясные продукты наполняют добавками. В наименованиях кондитерских изделий для привлечения внимания покупателей используются названия ингредиентов, которых нет в составе (топлёное молоко, сливочное масло, мёд, сливки, бананы, кокос, курага), в сгущёнке молочный жир заменяется на растительный.

Нужно вернуть лицензирование магазинов и, главное, пищевых предприятий. На Западе от коммерсантов в обязательном порядке требуют оснастить производство системами управления качеством продукции. У нас так поступают лишь компании-экспортёры.


Евгений СОСНОВСКИЙ, руководитель фреш-бутика:

- БОЛЬШИНСТВО магазинов не волнует безопасность поставок. Забота о качестве продаваемых продуктов - удовольствие недешёвое и хлопотное, но зато является гарантией стабильного роста количества постоянных покупателей, которые хотят есть хорошую пищу. Нам часто приходится отказывать потенциальным поставщикам после поездки к ним на производство, потому что на бумаге написано одно, а на деле никаких гарантий на свой товар коммерсант дать не может. Идеальный вариант - регулярная проверка (с помощью лабораторных исследований) приходящих партий даже от постоянных партнёров. Кроме того, нужно обучить собственный персонал ответственно относиться к приёму и выкладке товара, чтобы любой консультант разбирался в составе продуктов и действительно мог помочь покупателю, а не только показывал, где что лежит.


!!! 50 ТЫСЯЧ россиян ежегодно умирает из-за потребления некачественных и опасных продуктов.


ОТ РЕДАКЦИИ. Мы пытаемся стать цивилизованными покупателями: скрупулёзно читаем этикетки и проверяем сроки годности продуктов. Но, увы, это не защитит нас от отравлений! Большие чиновники не ходят за продуктами на рынки и в дискаунтеры, поэтому глупо ждать, пока серьёзно отравится кто-то из "первых лиц" и, осердясь, возьмётся за улучшение законов. Однако мы можем переломить ситуацию. Если вы купили некачественный товар, не выбрасывайте его в мусорную корзину, а ВЕРНИТЕ В МАГАЗИН, СДЕЛАЙТЕ ЗАПИСЬ В ЖАЛОБНОЙ КНИГЕ. Если вы постоянно видите на полках просроченный или некачественный товар, НЕ ПОЛЕНИТЕСЬ, ПОЗВОНИТЕ В РОСПОТРЕБНАДЗОР (тел. 621-70-76, список телефонов окружных отделений есть на сайте mossanepid.ru) или в МосГИК (тел. 254-41-08, 254-04-06). Да, плановые проверки бывают редко, но по жалобе потребителя таковую назначат немедленно. Чем чаще фирму будут проверять, тем больше она будет уделять внимания товарам и их состоянию. Кстати, фирмы-поставщики, которым регулярно предъявляют претензии проверяющие органы, исключаются из списка компаний, получающих бюджетные заказы от города. А это значит, что бракоделы не смогут продавать свои товары в школы, детсады и больницы.

Оцените материал

Также вам может быть интересно