aif.ru counter
65

4,5 миллиона москвичей должны покинуть город

АиФ Москва № 19 09/05/2007

С каждым годом всё очевидней, что Москва медленно, но верно приближается к грандиозному коллапсу. Город перенаселён, дороги перегружены, при этом в столице самый большой разрыв в доходах и уровне жизни населения. А это чревато социальными катаклизмами.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что власти озаботились вопросами научного прогнозирования ситуации. Всё чаще прислушиваются к мнению социологов и футурологов, чтобы своевременно вносить поправки в Генплан развития Москвы. Один из самых авторитетных экспертов в этой области, президент Международной академии прогнозирования (исследований будущего) Игорь БЕСТУЖЕВ-ЛАДА уверен, что столицу спасут только кардинальные перемены.

- ЭТО какие же: снести город и построить на его месте новый?

- Ну, образно можно и так выразиться. Кардинальная ошибка, допущенная в 90-е гг., - Москву стали раздувать, как пузырь. Понятно, что строительство в столице даёт баснословные прибыли и отказаться от этого власти не могли, но любой пузырь рано или поздно лопнет. Город определён своими административными границами, поэтому строить приходится ввысь, а не вширь. Отсюда и нагрузки, которые стремительно возрастают, - на коммуникации, дороги, общественный транспорт.

- МОЖНО ли предсказать, когда город встанет, превратившись в сплошную автомобильную пробку?

- Это должно случиться через 3-4 года. Сейчас в Москве зарегистрировано 3,3 млн. машин, ежегодно прибавляется ещё 300 тыс. Если дальше пойдёт такими темпами и число автомобилей достигнет 4,5 млн., случится транспортный коллапс. Машины забьют всю проезжую часть и будут стоять 24 часа в сутки.

- А откуда взялась цифра - 4,5 млн. машин?

- Из арифметических расчётов. Известна общая площадь проезжей части города, а также сколько места занимает автомобиль - в среднем 12 м2. Столько ему требуется для нахождения на самой дороге, для парковки у дома, рядом с работой и у мест развлечений. Итого - 48 м2. Столько требует каждая машина, эта площадь должна быть за нею зарезервирована. Вообще, в Москве под автотранспорт отведено 12% территории. А в Лос-Анджелесе, например, - целая треть. Нам надо полгорода снести, чтобы машины ездили без пробок.

- Поможет ли строительство развязок, широких эстакадных дорог?

- Парадокс: чем лучше становятся дороги, тем больше они привлекают автомобилистов. Ежедневно на улицах находятся лишь 15-20% всех машин, что есть в мегаполисе. Если захотят выехать все - город встанет уже сегодня. Власти реагируют чисто механически: видят, что есть транспортная проблема, - строят дороги. Но и люди, наблюдая, что дорог становится больше, а качество покрытия - лучше, покупают больше машин. Это порочный круг, который закончится крахом. Кстати, то же самое касается строительства жилья: чем больше строят, тем быстрее растёт население города. Почему у нас транспорт стал проблемой номер один? Потому что Москва исторически развивалась как город-крепость, у неё радиально-кольцевая структура. А такая структура не рассчитана на то количество машин, которое есть сейчас, и на очень интенсивное движение. Для этого лучше подходит шахматная структура - как в том же Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне. И развитие Москвы по любому генплану, каким бы он ни был, заведёт город в тупик. Можно действовать жёсткими методами, ограничивая въезд в центр, вводя за это плату и т. д. Можно закрыть одно кольцо, потом другое. Но это не поможет - все тогда кинутся в метро. А оно и так работает на пределе возможностей.

Жизнь за пределами МКАД

- КАКОВ же выход?

- Радикально и качественно менять город. Согласитесь, кататься на машине или в метро в современной Москве - небольшое удовольствие. И огромная трата времени. Как сделать так, чтобы не ездить туда-сюда, а жить полноценной жизнью? Для этого надо выселить некоторые категории населения, предоставив им хорошие условия для жизни в Подмосковье. В 90-е гг. из Москвы уже начали выводить крупные промышленные предприятия. Действительно, гигантам типа АЗЛК или ЗИЛа здесь не место. В Москве должны находиться лишь "почтовые ящики", наукоёмкие производства. Либо представительства тех больших предприятий, которые расположатся где-нибудь близ Егорьевска или Черноголовки. Там же должны жить и рабочие этих предприятий.

Следом за промышленностью надо вывести отсюда все крупные рынки, ярмарки. За одеждой или продуктами москвичи должны ходить в магазины шаговой доступности. А если хочется полдня побродить по вещевой ярмарке, будьте добры, купите билет на электричку и поезжайте в область, где эти ярмарки и должны находиться.

Таким образом мы уберём из мегаполиса и многотысячную армию торговцев.

ИДЁМ дальше. Что делать в пыльной и шумной Москве пенсионерам? Им здесь самим же плохо - экология, стрессы и т. д. Любой пожилой человек скажет, что он хотел бы жить в тишине, где-нибудь ближе к природе. Ему нужен пансионат, где его три раза в день покормят и ежедневно будут наблюдать врачи. Значит, есть смысл организовать такие поселения-пансионаты в Подмосковье, возле рек, где люди могли бы спокойно доживать старость, выходя на прогулки и проводя совместный досуг. Сдал государству свою московскую квартиру - в обмен получи номер в пансионате. Думаю, миллион столичных пенсионеров на это согласились бы сразу, за ними - остальные. А ведь в городе их - четверть населения, и они создают большую нагрузку на транспорт.

Наконец, четвёртая категория - чиновники. То, что в Москве собраны все ветви власти и здесь же находится областная администрация, - величайшая глупость. Даже с точки зрения их же безопасности: один ядерный удар по центру столицы - и страна обезглавлена. Оптимально было бы построить четыре административных центра в Подмосковье, недалеко от аэропортов. Это будут маленькие городки, два на два километра, из конца в конец пешком за 20 минут дойти можно. Здесь же вся инфраструктура, жильё. Один центр - для федеральных чиновников, второй - для московских, третий - для областных. А четвёртый - для финансистов, банкиров. Это будет своего рода финансовая столица.

Университет и музей

- КТО же останется в Москве?

- Студенты, преподаватели и работники сферы обслуживания - 2-3 миллиона человек. Москва должна стать городом-университетом, а все многоэтажки надо отдать под общежития. Через столицу будет "прокачиваться" молодёжь, насыщаться московской культурой, разъезжаться по стране и по миру. Второе предназначение Москвы - город-музей. Ещё 2-3 миллиона человек будут заняты в этой сфере. У нас сейчас плохо с отелями, но интересных туристических объектов не меньше, чем в Лондоне и Париже. Мы можем привлекать миллионы туристов. А жилые дома приспособить под гостиницы.

- Всё это практически нереально. Нужны колоссальные финансовые средства и политическая воля!

- Конечно. Но если бы так же нереально выглядела поставленная нами в начале разговора проблема, тогда другое дело. Разумеется, никто вот так сразу не согласится покинуть Москву, уехать за пределы МКАД. Весь этот проект должен быть основательно продуман.

- Вам приходится выступать с докладами перед высокопоставленными чиновниками столичной администрации. Какова их реакция?

- Понимаете, существуют два подхода к будущему. Один называется "предвидение", другой - "управление". Между ними есть некий конфликт. Футурологи пытаются прогнозировать, что произойдёт в будущем. Не строить планы, которые повисают в воздухе, а выявлять назревающие проблемы и пути их преодоления. Наше дело - обозначить проблемы. А дело управленцев - принимать решения и реализовывать их. И что получается? Как только я называю проблему, градоначальник или люди из его окружения тут же спрашивают: так, кто виноват, кого снимать? Поэтому чиновники боятся футурологов, в этом и заключается конфликт.

От редакции. Предложения учёного по поводу радикального развития столицы небесспорны. Но тот же транспортный коллапс неизбежен. Нам хотелось бы узнать и ваше мнение, москвичи. Готовы ли вы покинуть пределы города и оставить его студентам и туристам? Присылайте свои письма по адресу: pisarenko@aif.ru

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы