Примерное время чтения: 4 минуты
165

Передозировка искусством

Юбилейный, уже 10-й по счёту Московский международный художественный салон, открывшийся в ЦДХ, больше всего напоминает восточный базар. Шум, многолюдье, пестрота и немного жульничества.

Кто голосует рублём?

ДАЖЕ не столько жульничество, сколько лицедейство, граничащее с притворством. Вероятно, причиной тому словосочетание "современное искусство". Всякий раз, когда его слышишь, внутренне настраиваешься на что-то вроде весёлых помоечных инсталляций и перформансов на грани фола. Так произошло и на этот раз - увидев в фойе здоровенный стенд с очень сильно увеличенной телеграммой, подписанной "В. Путин", я решил, что это - чей-то смелый арт-проект. И, как ни странно, попал по полной программе. Телеграмма настоящая. Дальше удивление шло по нарастающей. Собственно современного искусства на вернисаже оказалось относительно немного. Относительно, поскольку под салон заняты все (!) выставочные площади ЦДХ, а это более 10 тыс. м2. Малопонятные инсталляции там, конечно, присутствуют, но балом правят не они. Беглый осмотр экспозиции (на это ушло почти полтора часа) показал, что в современном искусстве на топ снова вышла более-менее традиционная живопись. Пейзажики, портреты, натюрморты. Умеренность и аккуратность. Максимум - слегка "подкубленные" формы или лёгкий флёр импрессионизма. Короче говоря, общая ситуация напоминает отчётные выставки Союза художников СССР 30-летней давности.

"Мы понимаем современное искусство как произведения художников, работающих именно сейчас, - говорит директор салонов ЦДХ Арнольд Бялик. - Конечно, апологеты авангарда или актуального искусства очень хотят приватизировать этот термин. Более того, судя по вашему изумлению: "Где инсталляции?" - им это почти удалось. Но не будем забывать о коммерческой стороне вопроса. Зритель голосует рублём. На наших салонах картины реально покупают, и помногу. А вот в галереях актуального искусства - не уверен. Кстати, знаете, где выставляются самые успешные художники? Как ни смешно - НА УЛИЦЕ. Они могут быть невеликими мастерами, но бизнес у них идёт куда более бодро, чем у галеристов. Вот рядом с ЦДХ в переходе стоят картины. Уровень средненький, однако просят чуть не по 5 тыс. долл. за полотно. И ведь получают!"

Сделайте людям красиво!

НАБЛЮДЕНИЯ за зрителями оказались ещё более познавательными, чем осмотр самих произведений. Огромная толпа, выстроившаяся в очередь чуть ли не до проезжей части, проникнув внутрь, распределилась очень неравномерно. Крутые инсталляции, равно как и экспериментальные картины на тему гражданской войны, большей части зрителей были по барабану. А вот пейзажики "под Айвазовского", "под Шишкина" или "под Левитана" собирали внушительную аудиторию. Кое-кто даже всерьёз приценивался. Во всяком случае слова "12 тысяч", "20 тысяч" или даже "60 тысяч" (слава богу, рублей) вспыхивали то там, то тут.

"Здесь вам не Европа, - поделился секретами бизнеса художник и галерист Андрей Букин. - Это в Германию мы везём беспредметную живопись и авангард, которые там отрывают с руками. А здесь на 80% живём за счёт пейзажей. Ну что поделать? За границей привыкли, что русская живопись - прежде всего футуристы. А нашему зрителю надо сделать красиво. Вот мы и делаем..."

Да, насчёт "красиво" ЦДХ свою задачу выполнил. Но всё-таки остаётся впечатление какой-то избыточности и бессистемности одновременно. Соседство экспериментальной и академической живописи, жуткая чересполосица, сплошной калейдоскоп. Может быть, человеку, который рассматривает салон как место приложения бизнес-усилий, это и подходит. Благо выставка работает до 1 апреля - времени присмотреться и подумать достаточно. Но для рядового зрителя всё-таки тяжеловато. И вспоминается немецкая пословица: "Слишком много искусства не бывает полезно".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно