Примерное время чтения: 5 минут
155

Игровое торможение, или Как Машеньку "пригласили" три медведя

Каждый родитель хочет для своего чада всё самое лучшее и модное. Сегодня весьма популярны развивающие игрушки. Вот на них и тратят деньги взрослые. Производители, почувствовав спрос, лепят один "шедевр" за другим.

ОБОЙДЯ несколько столичных магазинов детских игрушек, я убедилась, что коммерсанты предлагают массу товаров, которым приписываются самые невероятные свойства. Только если серьёзные компании из Европы и США, выставляя на качественном товаре рекомендуемый возраст ребёнка, отвечают за свои советы, то остальные лепят на ширпотреб липовые пожелания от фонаря. Вот с чем я вернулась в редакцию.

1. НА обучающей игрушке "Занимательная машина" гордо выведено: "Наиболее полным и интересным процесс обучения делают часы с вращающимися стрелками", по которым "ваш ребёнок научится узнавать время". Здорово, только часовая стрелка намертво приклеена к цифре 12. С азами чтения тоже проблема - на крыше машины смешаны английские и русские буквы, на боку грузовика красуется укороченный алфавит без "Ь" и "Ъ". Со счётом опять нелады - цифры выведены нестойкой краской, кое-где облупившейся ещё до покупки. Даже как ёмкость машину использовать опасно, ведь там, где китайцы предлагают держать мелкие игрушки, торчат острейшие концы проводов от бренчащего телефона.

2. НАБОР для детского творчества "Вышивка Йо-йо", рекомендованная детям от 3 лет, содержит иглу (!), связку ниток и кусок канвы, расползающейся из-за неподрубленных сторон. Снаружи трогательная надпись: "При работе с иглой будьте осторожны! Обращайтесь за помощью к взрослым". Кого предупреждаем? 4-летнего карапуза, который должен в одиночестве вышивать гладью? Совет прогладить готовую вышивку горячим утюгом, помещённый рядом, наверное, тоже адресован детям.

3. ДЛЯ всего мира китайское творение "Мини-скелет" рекомендуется школьникам старше 8 лет (о чём есть надпись на упаковке), а наши детки согласно скупой русской аннотации могут играть с анатомическим конструктором уже с 4-летнего возраста. Мой экземпляр также обладал искривлённым позвоночником, видимо, для приучения ребёнка к мысли, что все мы несовершенны.

4. НАСТОЛЬНАЯ игра "Маша и медведи" для отпрысков 5-10 лет проиллюстрирована чудной картинкой - "новая медвежья семья" и легкомысленного вида девочка (девушка?) Маша. "Кто из вас бывал в гостях у трёх медведей? Нет-нет, не в избушке, а за высоким забором и в прекрасно обустроенном коттедже", - поясняют непонятливым детям создатели игры.

5. ОКАЗЫВАЕТСЯ, неваляшка - лучший друг не годовалого карапуза, начинающего ходить, а подростка.

Не придают особого значения психологическому влиянию игрушек не только коммерсанты, но и родители. Как нам рассказали в Центре игры и игрушки при Московском городском психолого-педагогическом институте, приобретая игрушки и игры для детей, покупатели редко задумываются о соответствии товара возрасту, интересам ребёнка. Многие взрослые не понимают, что такое игра, а современных детей нужно именно УЧИТЬ ИГРАТЬ. Раньше, когда было больше ребят в семьях, повсеместная дворовая субкультура, игра сама передавалась от поколения к поколению. А теперь маленькие москвичи растут в изоляции, и только взрослый может показать малышу, что можно сделать из кубиков, подсказать сюжеты для игры с куклой. Ни одна самая лучшая развивающая игрушка не способна сама по себе влиять на ребёнка, помощь родителей необходима!

Алгоритм поведения

1. Не берите в магазин ребёнка, он вцепится в самый яркий из близлежащих товаров.

2. Но, выбирая подарок, учитывайте детский вкус, пожелания и возраст.

3. Не покупайте куклу, если дома у вас уже есть десять подобных. Ребёнку нужны РАЗНЫЕ игрушки.

4. Представьте, как отпрыск будет играть с тем, что вы выбрали. Не представляете - положите обратно.

5. Не спешите с покупкой, проверьте звук, движущиеся детали, прочитайте правила игры, чтобы потом не прятать неудачный подарок за шкаф, убеждая сына, что клоун пошёл погулять и вряд ли вернётся.


Елена СМИРНОВА, доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки:

- СЕГОДНЯ большой спрос на развивающие игры и игрушки, но далеко не всегда они приносят пользу. Например, авторы одного весьма дорогого пособия обещают в короткий срок научить читать 3-месячного малыша, минуя этап послогового чтения. Действительно дети, после того как их натаскают, как дрессированных собачек, различают карточки (без картинок!). Но никакого развивающего эффекта такие занятия не дают. Хорошие, открытые для импровизации игрушки будят в ребёнке фантазию, эмоции, развивают кругозор. Но с бесчисленными Барби и Братц фантазировать трудно, их можно только одевать-раздевать. В результате ребёнок лишь коллекционирует таких "клонов". Вариации на тему Бэтмена, Человека-паука, куклы с обиженным или гневным лицом также не способствуют развитию. Опасность заключается в том, что до 7 лет дети неосознанно примеряют на себя позы, выражение лица любимых игрушек. Идеалом девочки становится фигуристая, ярко накрашенная топ-модель, мальчики подражают хмурым военным с накачанными мышцами. Любой встроенный механизм в игрушке блокирует игру, превращает малыша в зрителя, и девочка, вместо того чтобы укачивать куколку, петь ей песни, будет бесконечно нажимать ей на живот, чтобы услышать очень громкую даже для взрослых ушей песенку.


Елена КОНОВАЛОВА, педиатр:

- ИГРУШКА с наполнителем (вроде пластмассовых шариков или шуршащего материала) - отличный тренажёр для рук ребятишкам 6-12 месяцев, но некачественно изготовленный экземпляр может стать смертельно опасным. Недавно в супермаркете я наткнулась на стенд с мишками и зайчиками, у половины из них пластмассовые шарики вылезали через дырки в швах. В столичные больницы постоянно привозят малышей, наглотавшихся и чуть не задохнувшихся содержимым этих горе-зайчиков.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно