60

Взрыв в конце тоннеля

АиФ Москва № 49 06/12/2006

В городе действует почти сотня подземных авторазвязок. Столица обрастает тоннелями. Но не превратятся ли подземные конструкции в ловушку?

Газовый мешок

ЛЕФОРТОВСКИЙ тоннель не ругал только ленивый: километровые пробки, плохая вентиляция, отсутствие отводных путей. Летом трасса превращается в душегубку: несколько сотен машин с работающими двигателями оказываются запертыми под землёй. Но это всё - цветочки. "Представляете, что будет, если в тоннеле произойдёт взрыв, - говорит Адольф Мишуев, профессор, руководитель Службы взрывобезопасности г. Москвы. - В одну секунду пострадает несколько сотен человек".

Стандартная ситуация: в ДТП попадает автомобиль, в котором перевозится 3-литровый баллон с пропаном, который обычно москвичи берут с собой на дачу. Газ за 3-4 сек. смешается с воздухом и образует взрывоопасный концентрат, который легко могут "поджечь" автомобильные выхлопы, непотушенная сигарета, сбой в электронике и даже горячая выхлопная труба автомобиля. Ещё опаснее ацетилен, используемый при сварочных работах. Утечка всего 60 л газа обернётся взрывом, эквивалентным сотням килограммов тротила. "Скорость взрывной волны достигнет 1,5-2 км/c, а при взрыве газовоздушной смеси - сотни метров в секунду, - продолжает А. Мишуев. - Взрывная волна сразу же набирает ускорение, давление нарастает плавно. В коротких подземных трассах взаимодействие взрывной волны на границах тоннеля приводит к резкому снижению её параметров. А вот если длина тоннеля превышает 200 м, следует ожидать наибольшие разрушения".

Сейчас в столице "длинных" тоннелей как минимум 10. Скоро к ним прибавится ещё один в Серебряном Бору: объект будет состоять из двух "труб", каждая протяжённостью по 3 км. "Этот и Лефортовский - самые опасные, - считает А. Мишуев. - Мало того что в случае взрыва пострадают автомобилисты, повреждённой вполне может быть и ветка метро. Наш центр ещё несколько лет назад предлагал внедрить в таких тоннелях на стенах высокочувствительные анализаторы. При обнаружении газа они автоматически включают красный сигнал светофора при въезде. Как только опасная концентрация газа исчезнет - тоннель открыт".

Знакомый "авось"

У НАС о безопасности вспоминают только после того, как произойдёт трагедия. Например, до взрывов в жилых домах мало кто предполагал, что главными виновниками разрушений являются... стеклопакеты. Современные окна по прочности не уступают стенам и перекрытиям, взрывная волна не находит себе, как раньше, выхода через хрупкое стекло и сносит стены. До ЧП в подмосковном Красногорске никто и не предполагал, что канализационно-насосная станция может взорваться. А как же склады, химические заводы, базы сжиженных газов, на которых хранятся газы, и т. д. (на территории Москвы находится 3,5 тыс. взрывоопасных объектов)? Прибавьте к этому несколько сотен тысяч газифицированных квартир.

Руководители большинства предприятий выполняют меры противопожарной безопасности, но предпочитают не задумываться о возможностях взрыва - правила-то не всегда являются обязательными. Так сколько должно погибнуть людей, чтобы угроза взрыва не казалась несерьёзной?

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество