Примерное время чтения: 5 минут
85

Жлуди козыри у нас

Нынешние москвичи, расписывающие "пульку" или переставляющие пешку стандартным ходом е2 - е4, вряд ли задумываются, что каких-нибудь 400 лет назад за это их могли... отлучить от церкви.

ДРУГОЕ дело, что предков нынешних москвичей церковная анафема если и пугала, то не сильно. Любовь к азартным играм, отмечаемая почти всеми иностранцами как "природное и очень сильное влечение московитов", перекрывала страх перед запретами. Но, как ни странно, на первом месте у тогдашних москвичей стояли вовсе не карты, а те игры, которые сейчас воспринимаются либо как невинное развлечение, либо как уважаемый спорт.

Оплаченный майдан

НАПРИМЕР, многим учёным не даёт покоя загадочная игра под названием "тавлеи", в которую, "двигая тавлеи золочёные", играл при дворе Владимира Святого ещё Илья Муромец. Судя по всему, имелись в виду нарды. Разумеется, никакого исламского влияния тут быть не может - игру заимствовали из Византии, где в неё играли задолго до появления ислама и называли "тавлой", что в переводе означает доску, на которую выбрасывались кости. КХП в. "тавлеи золочёные" появились и на Москве, куда их занесли переселенцы из южных областей. Однако уже к XIV в. популярность нард здорово подорвали классические шахматы, в которые, как ни странно, играли все слои московского населения - от князей до последних посадских. И московская беднота выходила из положения, опираясь на собственные силы. Так, у раскопанной в Зарядье рыбокоптильни археологи обнаружили самопальные, изготовленные даже не на токарном станке фигуры - две пешки и ладью.

Серьёзные люди рубились в шахматы, а тем более в нарды, конечно же, не на щелбаны, а на деньги, что вызывало у государства повышенный интерес из серии "велено делиться". Церковные же круги видели в "закладных" (азартных) играх опасность иного рода, справедливо полагая, что шахматы и нарды отвлекают людей от божественных размышлений. Так что, когда интеллектуальные игры стали вытесняться зернью, то есть игрой в кости, тревогу забили по-настоящему.

Но ненадолго. Здесь схлестнулись забота о нравственности москвичей и жажда наживы. Как и в случае с водкой, которая приносит не только горе и слёзы в семью, но и деньги в казну, закладные игры были монополизированы государством и отдавались в откуп кабатчикам за хорошие деньги. Так, за право открыть у себя в кабаке майдан (что-то вроде древнемосковского казино) с игрою в зернь кабатчик выплачивал не менее 60 руб. в год - по меркам XVII в. гигантская сумма.

Гусёк усёк

К ТОМУ времени в простую зернь с удовольствием мог играть только совсем уж дубовый мужик-деревенщина. Среди продвинутых москвичей знаком хорошего тона оставались шахматы, к которым прибавился гусёк. Последняя игра до боли напоминает популярную нынче среди детей "Монополию". Всё точно так же - игрок бросает кости и двигает свою фишку по доске, на которой нарисован путь с постоялым двором, кабаком и темницей. Кто попадал на постоялый двор или в кабак - платил по условию, в темницу - пропускал ход... Первый дошедший до клетки с гусем срывал весь банк, состоящий из вполне реальных денег.

Понятно, что при таких раскладах запретить азартные игры совсем было бы глупо и невыгодно. Распространённая точка зрения, что игрокам якобы отрезали уши, ломали пальцы или рубили руки-ноги, - абсолютная ерунда. Упомянутые наказания применялись только к тем, кто, проигравшись и пропившись, грабил людей на улицах и разбивал лавки. То есть игры, как и пьянство, официально осуждались, но поощрялись по факту. Немного особняком здесь, правда, стояли карты, или "лики", как иной раз говорили в XVI в. при первом появлении игры на Руси. Чуть ли не сразу в карточных изображениях увидели очередное "диавольское искушение". Может быть, именно поэтому в среде высшей аристократии карты употреблялись редко и тайно, чтобы побаловать наследников. Как это вышло с маленьким Алексеем Михайловичем, которому папенька, первый Романов, купил аж "две дюжины игор карт".

Но у "гулящих и шатающихся меж двор" московитов карты тут же завоевали популярность. Может быть, здесь не обошлось без немцев, поляков и чехов, приглашённых в Москву на службу или оставшихся со времён Смуты, - недаром же изображения карточных мастей в XVII в. у нас соответствуют немецким, а их названия - чешским. Бубны обозначали колокольчиками (Schell-en), а называли по-чешски - bubny. Пики и сейчас иной раз называются "вины", поскольку маркировались виноградными листьями. Крести называли "жлудями", то есть желудями, а слово "червы" появилось как прямой славянский перевод немецкого Rot - "красный", "червонный". Карточный раздрай немного поутих только во времена Петра Великого, который всем играм предпочитал шашки, а карты презирал. Да мелким дворянам он нашёл более полезные занятия вроде учёбы, строительства и службы на благо Отечества. Но уже при Анне Иоанновне, когда свободного времени стало не в пример больше, русский императорский двор, а вслед за ним и дворянство с упоением предалось карточным играм. В те же годы началась и смена карточных мастей на более привычную нам французскую модель. Тогда же появились и профессиональные шулера, что неудивительно - моду на карты ввёл Бирон, который, ещё будучи студентом Кёнигсбергского университета, бывал неоднократно бит своими товарищами за нечистую игру.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно