284

Вкусовые галлюцинации

АиФ Москва № 40 04/10/2006

По объёму торговых площадей Москва обгоняет все европейские столицы! Минимум дважды в неделю горожане ходят за продуктами. Но уверены ли вы в том, что покупаете именно то, что хотите?

МОСКВИЧИ, считающие себя цивилизованными покупателями, обязательно смотрят на срок годности товара. И, естественно, на его цену. Вот эту привычку отслеживать только два пункта на этикетке и используют отечественные производители. Я зашла в обычный супермаркет и набрала разного товара с "интересными" этикетками.

1. ЧИПСЫ и пр. "сухоедство". "Крекер с салями", "Сухарики с грибами", "Чипсы с красной икрой" - как только не изощряются производители, чтобы заманить нас с вами в свои сети! Естественно, и колбаса, и грибы, и красная икра красочно нарисованы на обёртке. И мало кто смотрит на оборотную сторону пачки, где мелким шрифтом скромно поясняется, что икры-то на самом деле "нема". Имеется в виду лишь её ВКУС, роль которого исполняет ингредиент "комплексная вкусо-ароматическая смесь", состоящая из сухого молока, соли, растительного жира, сушёной паприки и таинственного антислёживателя. Сухарики тоже не порадовали - те же ароматические добавки, изображающие грибы и другие натуральные продукты, причём состав добавок не сильно отличается друг от друга. Действительно, на вкус красная икра и грибы одинаковы.

2. ПАШТЕТ. Пластиковое корытце оказалось с "сюрпризом". С одной стороны нарисована утка и по-английски написано "Duck Pate" ("Утиный паштет"), а с другой - уже по-русски "Паштет охотничий" и едва различимым шрифтом: "Приготовлено из свиной печени". Представитель компании-импортёра объяснил мне, что российское название является не переводом, а привычным для российского уха наименованием, а этикетка полностью соответствует отечественным ГОСТам, и что утиная печень - жутко дорогой субпродукт по 2 тыс. руб. за 1 кг. Поэтому и присутствует в паштете как... вкусовая добавка.

3. МАЙОНЕЗ. В супермаркетовском холодильнике присутствовали майонезы десятка фирм: импортные, отечественные, в маленьких пачках и в огромных ведёрках. И половина из них позиционировалась как оливковые. Но прочитайте ингредиенты: на первом месте стоит подсолнечное масло. И главное - непонятно, сколько же из перечисленного положили в продукт. Кричать "Обман!" бесполезно, ведь производители всегда могут сослаться на национальные стандарты, чьё несовершенство позволяет вводить потребителя в заблуждение и не писать точное соотношение ингредиентов.

4. КОРМ ДЛЯ КОШЕК. Коммерсанты, зная нашу любовь к братьям меньшим, предлагают богатейший ассортимент обедов для шариков и мурзиков (с дичью и кроликом, индейкой и телятиной). Но посмотрите, сколько реально мяса индейки в "Мясе индейки" - не больше 4% (!) на одну упаковку.

В результате таких "недоразумений" потребители не понимают, на что тратят деньги. Упаковка продуктов питания не должна быть предметом манипуляций и приманкой. Можно посмеяться, когда на флакончике с антисептической жидкостью (фото 5) гордо выведено: "Защищает от вируса птичьего гриппа" (хотя многие учёные и врачи называют птичий грипп самой удачной аферой последних лет).

Знать, что каждый день мы приобретаем "хамелеонов", маскирующихся под полезные, вкусные и натуральные продукты, согласитесь, не очень приятно.


ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Как не запутаться в различных сроках, указанных на упаковке?

• "Дата изготовления" - момент окончания технологического процесса изготовления.

• "Срок хранения" - период, в течение которого продукт при соблюдении установленных условий хранения сохраняет свойства, указанные в документах. Истечение срока не означает, что продукт непригоден для использования.

• "Срок годности" - период, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным.

• "Срок реализации" - период, в течение которого продукт может предлагаться потребителю.


• ЛУЧШЕ один раз в год купить баночку настоящей икры, чем постоянно есть ароматические добавки.

• СТАРАЙТЕСЬ делать покупки в магазинах, где есть возможность спокойно ознакомиться с составом продукции. Некоторые ходят за покупками с лупой именно для того, чтобы рассмотреть мелкий шрифт.

• ЕСЛИ не хотите каждый раз тратить время на рассматривание товаров, перед походом в магазин составьте список проверенных продуктов (с указанием производителя). Так можно отсечь товары со вкусоароматическими добавками.


Лариса Абдуллаева, отв. секретарь Технического комитета по стандартизации Ростехрегулирования:

- ПОТРЕБИТЕЛИ, прочитав этикетки на продуктах питания, зачастую не находят нужной им информации. Например, точного количества ингредиентов, входящих в состав продукта. Но это не произвол производителей, по закону они и не обязаны указывать процентное соотношение всех используемых ингредиентов. Согласно ГОСТу, необходимо прописывать пищевую ценность товара (сколько в нём белков, жиров, углеводов, калорий). А вот ингредиенты просто перечисляются в порядке уменьшения массовой доли. Например, покупая мороженое, изготовленное с растительным жиром, покупатель узнает о замене молочной составляющей на растительную, только прочитав состав продукта. Но и там он не найдёт данных, указывающих, каково соотношение растительного и молочного жира в продукте, хотя зачастую эта замена близка к 100%-ной. В данной ситуации значительно правильнее было бы написать на этикетке в качестве названия продукта "Мороженое с растительным жиром", а не скрывать от потребителя информацию под раскрученным брендом традиционного молочного лакомства.

Конечно, нужны изменения в стандарте, чтобы покупатели могли найти на этикетке все интересующие их данные. В частности, такие изменения по терминологии продуктов, изготовленных с использованием растительных жиров (например, мороженого с растительным жиром), уже готовятся.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество