Примерное время чтения: 6 минут
93

Небоскрёбы вразброс

Москва развивается по градостроительному плану, утверждают власти. Но почему часто кажется, что это не так, рассказывает директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей ТКАЧЕНКО.

Жильё нужно строить медленнее

- ГЕНПЛАН задаёт направление в развитии города. По сути это комплекс ограничений и рекомендаций. Если в каком-то районе через 20 лет запланирована дорога, то сейчас землю в этом месте нельзя сдавать в долгосрочную аренду и уж тем более нельзя ничего строить, кроме временных сооружений. Это ограничения. Что касается рекомендаций, то мы советуем столичным властям реконструировать жилой фонд в каких-то районах целыми кварталами. Предпочтительнее, если весь микрорайон застроен, например, пятиэтажками. Вместе с новым жильём можно возвести сразу детские сады, школы, поликлиники.

- Вот именно детских садов и школ в городе недостаточно. А жилых домов между тем становится всё больше.

- С одной стороны, Генплан действует давно и рассчитан на 20 лет. Каждые четыре года происходит его актуализация, то есть фактически разрабатывается новый план. Этих четырёх лет как раз хватает, чтобы спохватиться и успеть внести в него то, чего не хватает. К примеру, сейчас Москва обогнала показатели Генплана по жилищному строительству примерно на год, а вот инфраструктура развивается в рамках существующих норм. В результате возникает дисбаланс. Сейчас городу не хватает детских садов и школ. Но это поправимо. Мы вынуждаем правительство включать возведение объектов инфраструктуры в инвестиционные контракты. А в случаях когда это невозможно, строительство необходимых соцобъектов ведётся за бюджетные деньги.

- Какие приоритеты в развитии города актуальны на сегодняшний день? На что брошены все силы? Может быть, на высотное строительство?

- Понимаете, основное, чего мы добиваемся, - это планомерности: чтобы строительство жилья не обгоняло, например, дорожное строительство и столица развивалась такими темпами, какие заложены в Генплане. Понятно, что городская часть от продажи жилья, построенного инвесторами, поступает в бюджет, а оттуда идёт на прокладку дорог. Но если жилищное строительство опережает темпы дорожного, то потребность в дорогах возрастает ещё больше. Получается замкнутый круг. А так быть не должно. Что же касается высотного строительства, то в нашем случае оно, к сожалению, благо.

- Почему "к сожалению"?

- Москва развивается как нормальный капиталистический мегаполис. Все они на определённом этапе дошли до высотного строительства, поняли, что оно необходимо, понастроили небоскрёбов и стали думать, как от высоток отказаться. Но другого пути в развитии города, к сожалению, нет. Отличие наших небоскрёбов от, например, американских или японских будет в градостроительном решении - отказе от принципа концентрации высоток на одной обособленной территории. Мы привыкли к тому, что спальные районы похожи друг на друга, если не как близнецы, то как близкие родственники. Небоскрёбы же сделают каждый район индивидуальным. Но самое главное в том, что Москва имеет границы и должна развиваться только в своих пределах. Раз свободных территорий мало, нужно экономить и расти вверх.

Промзоны нельзя уплотнять беспорядочно

- РЕЗЕРВЫ территорий существуют. Это промзоны, которых в городе порядка 80. Чтобы освободить их под жилую застройку, предприятия выводят, например, из центра ближе к МКАД. Но там какое-то время назад уже построили жильё под лозунгом экологической чистоты.

- Промзоны создавались тогда, когда Москва была совсем другой и когда об уровне цивилизованности города судили по количеству дымящихся труб. Сегодня всё по-другому. И территории под фабриками и заводами пересматривают не только с целью возможного строительства, но и учитывая современные требования экологии. Поэтому все промышленные зоны должны быть реорганизованы (см. нашу справку.) Но реорганизованы правильно с градостроительной точки зрения, а значит, исключая возможность беспорядочной застройки. Хочу привести пример. Московский завод по обработке цветных металлов в Южном округе рядом с Донским монастырём. Вокруг, конечно, жилые кварталы. Завод, хорошо работающий, но очень вредный и потому должен быть перебазирован. Мы подобрали ему участок в промзоне "Руднево", которая (как и все другие) уже обладала своей санитарно-защитной зоной. К сожалению, бывает так, что на существующих промтерриториях владельцы самовольно перепрофилируют производство, ухудшая показатели его вредности. В таком случае по закону должна быть увеличена защитная зона всей промзоны. Но к Генплану это уже не имеет отношения.

- Но имеет отношение, наверное, строительство гаражей и парковок. Почему не все строящиеся здания имеют в проекте места для хранения машин?

- Действительно, к сожалению, это так. Инвесторы строят здания с гаражами или парковками. Но в муниципальных домах мы, конечно, можем спроектировать подземные машиноместа, но построены они всё равно не будут. Это связано с дефицитом бюджетных средств. Поэтому приходится предусматривать места для хранения машин во дворах. Больше этого меня волнует, пожалуй, ситуация с транспортно-пересадочными узлами. Мы сейчас занимаемся разработкой перехватывающих парковок. Понимая, что невозможно проехать по городу на машине, москвичи станут оставлять там свои автомобили. И если не сегодня, то лет через 20 точно.


НАША СПРАВКА.

Правительством Москвы принята целевая программа реорганизации промпредприятий до 2020 г. В ближайшие годы одни предприятия будут ликвидированы, другие перебазированы из центра, третьи реконструированы и модернизированы. Но полностью предприятия в столице ликвидированы не будут. Ведь на них трудятся сотни тысяч высококвалифицированных рабочих, инженеров и учёных. Кроме того, заводы и фабрики платят многомиллионные налоги, и за счёт этого существенно пополняется городской бюджет. Но уже можно рассказать о нескольких удачных примерах. Фабрика "Красный Октябрь". На новое "место жительства" будет переведена в 2007 г. Цеха расположатся на территории другой фабрики - "Бабаевской". Промзона "Перово". Её решено сохранить. Хотя предстоит решить вопрос, какие предприятия продолжат свою деятельность, а какие будут перебазированы. Заводы и фабрики этой промзоны представлены тремя отраслями: химической, машиностроительной и лёгкой. В результате вывода Кусковского химзавода территория промзоны должна сократиться на 60%. ЗАО "Энергет и КО" намерено расширить объёмы производства. Одновременно предполагается рост числа занятых в 1,5 раза. ООО "Газхолодтехника" совместно с ЗАО "Новатор" разработали программу развития на 2006-2007 гг., которая позволит увеличить выпуск продукции в 2,5 раза, а также расширить возможность привлечения к работе и профессиональной реабилитации инвалидов. Перовский опытный завод "Нестандартмаш" намерен создать новое производство, при этом численность работающих возрастёт вдвое. Промзона завода "Мосштамп". В ближайшее время намечается грандиозная стройка на набережной Яузы, напротив Лефортовского тоннеля. На месте расположенного там сейчас штамповочного производства решено построить новый гостинично-офисный и торгово-развлекательный центры с подземной автостоянкой. На окраине промзоны реконструируют два храма - Пресвятой Богородицы и Живоначальной Троицы, набережную Яузы благоустроят.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно