Примерное время чтения: 5 минут
92

Техника за гранью

Музейные экспонаты обязаны жить какой-то своей тайной жизнью. Ну или в крайнем случае должны быть связанными с загадочной, жуткой или курьезной историей. Чтобы это выяснить, я решился на рейд по московским музеям.

И начал с ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО.

ТЕЛЕВИЗОР НА ПОПА. В последний раз я посещал Политех примерно в шестилетнем возрасте. Больше всего тогда понравились тюбики с космической едой и "пипсикола" с пирожными. И только сейчас стало понятно, мимо чего я равнодушно прошел, влекомый буфетом. Например, мимо странного предмета, больше всего напоминающего либо неприлично разжиревшую пудреницу, либо туалетный столик-тумбу (фото 1). "Многие так думают, - усмехается старший научный сотрудник отдела информационной техники Сергей Дерибаш. - На самом деле это первый советский электронный телевизор - ТК-I 1939 г. выпуска. Кинескоп у него чудовищно длинный - с полметра. Поэтому нашли остроумный выход - поставили телевизор на попа экраном вверх. А чтобы смотреть более-менее нормально, а не заглядывать как в колодец, крышку снабдили зеркалом". Между прочим, это первый серийный телевизор, если можно назвать серией несколько сотен дорогущих аппаратов. Пара десятков сразу разошлась по членам правительства (особенно эту игрушку полюбил всенародный староста Калинин), а остальные отправились в заводские клубы. Телецентров тогда было два, в Москве и Ленинграде. Наши начали регулярные передачи еще в марте 1937 г., а ленинградцы попозже, в сентябре. Да и по качеству изображения московское телевидение было гораздо лучше - 343 наши строки против 240 ленинградских. Конечно, это не современный стандарт в 625 строк, но для тех времен - весьма и весьма круто. Кстати, этот монстрик запросто мог оказаться самым массовым в СССР задолго до пресловутого КВН - по плану третьей пятилетки к 1942 г. в большей части крупных городов предполагалось построить телецентры и начать широкое регулярное вещание.

ФОТОАППАРАТ ДЛЯ ШПИОНА. Другая странная штучка оказалась совсем не такой заметной, как чудо советской телетехники. Маленькая коробочка неясного назначения, серебристая (фото 2). Лежит в коллекции фотоаппаратов, на которые совершенно непохожа. "Это и было его самое ценное качество, - говорит научный сотрудник Виталий Сиколенко. - Знаменитый шпионский фотоаппарат MINOX, третья после рижских шпрот и приемников "Спидола" визитная карточка Латвии. Идеальная разработка для пересъемки секретных документов! 50 кадров, скорость затвора - 1/1000 сек., на расстоянии до метра снимает поразительно четко, а спрятать такую игрушку можно хоть в рукаве. Когда немцы во время войны заняли Прибалтику, они чуть ли не первым делом захватили всю документацию на этот аппарат и срочно наладили его производство у себя. А в СССР хранение MINOX приравнивалось к хранению огнестрельного оружия и грозило внушительным сроком, а то и расстрелом. И хоть это еще и не доказано, именно с "политехническим" экземпляром связан по крайней мере один расстрел. Помните нашего разведчика Олега Пеньковского, завербованного британской разведкой? Он выдал англичанам точную информацию о советском атомном оружии и пустил под откос планы Хрущева по шантажу Кеннеди во время Карибского кризиса. Пеньковского расстреляли за измену и шпионаж в 1963 г., и есть мнение, что этот фотоаппарат принадлежал ему".

БОМБА С ОКОШКАМИ. После этакой страсти впечатление от корзины воздушного шара, в которой поднимался в небо Менделеев, оказалось немного смазанным. Интерес вызвала разве что легенда о призраке Дмитрия Ивановича, который якобы появлялся в корзине накануне горбачевского сухого закона и повышения цен на водку, страдая, видимо, за свое сорокаградусное изобретение. Но воспоминания о шпионаже и Карибском кризисе неудержимо повлекли меня к другому экспонату. Он всем известен, поскольку это первое, что видит посетитель Политехнического музея. Советская атомная бомба с игривыми окошечками, отчего вся конструкция напоминает очень жирную рыбу барабульку (фото 3). Люди около нее почти не задерживаются: ну, бомба и бомба, лежит себе спокойно... Правда, есть исключение. "Когда к нам приезжают японцы, к бомбе невозможно подойти, - говорит сотрудник музея Инна Гусалова. - Они встают около нее кругом и стоят подолгу. Складывают руки в молитвенном жесте, отвешивают ей небольшие поклоны и что-то негромко говорят. Что именно - неизвестно, они на этот счет не распространяются. Может быть, таким образом по-самурайски выражают свое почтение сильному и страшному врагу, а может быть, вспоминают своих соотечественников, погибших в Хиросиме и Нагасаки? Хотя наша бомба здесь совершенно ни при чем... Но зрелище это, честно говоря, пугающе-жуткое".

Политех - музей с явно мужским лицом. Чуть ли не единственное в Москве место, где ребенка с папой можно увидеть чаще, чем с мамой. "Папы у нас чувствуют себя на коне, - улыбается Инна Романовна. - Надо видеть, с каким удовольствием они объясняют детям технические премудрости..." Да уж, для повышения мужской самооценки лучше места не найти.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно