Примерное время чтения: 4 минуты
148

В саду раздавался топор дровосека

В начале 90-х в Подмосковье было 15 плодово-ягодных хозяйств. Сейчас осталось только два - совхоз им. Ленина и хозяйство "Непецино".

РАНЬШЕ сады росли на площади 4700 га, сейчас ютятся всего на 385 га. Почти 4,5 тыс. га садов - яблони, груши, ягодные кустарники - пошли под топор. Пропал труд целого поколения садоводов (яблоня, например, "живет" более 40 лет, а чтобы начала плодоносить, за ней нужно ухаживать 7 лет). Землю, на которой цвели деревья, в большинстве своем оккупировали коттеджные поселки и элитные новостройки.

"Очень сильно ударил по садоводству указ президента 1991 г., - говорит директор совхоза им. Ленина Павел Грудинин. - Согласно ему, для нужд проживающего населения полагалось предоставить участки под земледелие в размере не менее 10% от общего количества сельхозугодий. Пахотные земли бывшим колхозам отдавать было жалко, и они начали раздавать сады. Наше хозяйство, например, потеряло более 300 га яблоневых посадок". Сейчас на эти участки смотреть страшно: высокая трава, из-за которой не видно деревьев, несколько сарайчиков и полное запустение. Люди, которые упорно добивались земли, через несколько лет о ней забыли.

Но самый большой удар нанесло садоводству... государство. В начале 90-х были отменены все дотации сельскому хозяйству. Колхозы и совхозы, до этого получавшие чуть ли не 100%-ную компенсацию, оказались на грани банкротства. Содержать яблоневые и грушевые сады, требующие больших затрат, они не могли. Одновременно в страну начали привозить импортные плоды: глянцевые, ровные, как под копирку, одного цвета, размера и - вкуса. Без единой червоточинки. По сравнению с ними наши яблоки внешне не выдерживают никакой конкуренции: зарубежные плоды могут храниться больше года, наши - максимум до декабря. Из-за этого магазины предпочитают покупать не родные фрукты, а зарубежные. "И мало кто задумывается, почему заграничные яблоки так долго хранятся, - продолжает Павел Грудинин. - Да потому, что нашпигованы химикатами. Их даже червяк не ест. А у нас все натуральное: с одной стороны, потому что химикаты слишком дорогие и мы не можем их купить, а с другой - нам не позволит их использовать инспекция. Контроль за качеством продукции существует только на отечественные продукты. Все, что идет из-за рубежа, прямиком попадает на прилавки".

Сейчас глянцевыми, приторно-сладкими плодами "голден", "джонатан" заполнены не только магазины, но и рынки. Отыскать родную "мелбу", "антоновку", "осеннее полосатое", "пепин", которыми некогда славилось Подмосковье, очень сложно. Эти сорта практически полностью выродились: их внешний вид отдаленно напоминает шар, а вкус из терпкого кисло-сладкого превратился в уныло-кислый. За последние 15 лет ученые не вывели ни одного сорта яблок, которые можно было бы выращивать в такой зоне рискованного земледелия, как Подмосковье, - заказа и средств на это у новых мичуриных нет. Садоводами сейчас рассматриваются самые смелые идеи по возрождению яблочного дела. Вплоть до того, что надо переместить областные хозяйства в Тульскую, Липецкую и Тамбовскую области, где климат более мягкий. Да вот незадача - плодово-ягодные хозяйства, выращивающие клубнику, яблоки, груши и т. д., могут существовать только вблизи больших мегаполисов. Фрукты и ягоды требуют ручного труда. А он стоит так дешево, что гнуть спину на грядках соглашаются только приезжие поденщики. В Подмосковье эту проблему решают за счет добровольцев. На уборку клубники, жимолости, яблок и груш охотно выходят москвичи. А кто согласится пахать за "натуру" в Тамбовской области, где у каждого свой огород?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно