Примерное время чтения: 6 минут
105

Реклама испортила натуру

Москва присутствует практически в каждом сегодняшнем фильме. Возьмите "Московскую сагу" или "Бригаду", "Таксистку" или "Детей Арбата". Действия разворачиваются на фоне улиц, домов, автомобилей и прохожих. Но все меньше реальная натура вписывается в кадр.

УВЫ, практически невозможно найти для съемок фильма, где действие происходит, скажем, в 80-х гг. прошлого века, улицу, соответствующую приметам не столь далекого от нас времени. Режиссерам приходится идти на всяческие ухищрения. К примеру, убирать (замазывать) на компьютере рекламные щиты, спутниковые "тарелки", стеклопакеты на окнах, присутствующие повсеместно. Что уж говорить о фильмах исторических, хотя бы о временах Отечественной войны или послереволюционных! Чтобы решить эту проблему, Карен Шахназаров даже выстроил на "Мосфильме" макет фрагментов старой Москвы. Но сколько фильмов можно снять в одних и тех же декорациях?

Другая проблема киношников - деньги. Москвичи, забыв о присущем им в веках бескорыстном радушии, ринулись в коммерцию. По словам Веры Глаголевой, стоит начать снимать на столичной улице, как из ближайшего банка, офиса или даже обычного магазина бегут с требованием заплатить за то, что их дверь, витрина или стена служат фоном в кадре. Снимать в Москве стало не дорого, а бешено дорого - настолько, что, по словам некоторых режиссеров, дешевле делать картину где-нибудь за границей. Поэтому от безысходности иногда, если удается договориться, снимают в квартирах и на дачах у знакомых. Так, говорят, что "Next-2" снимали на даче у Александра Абдулова. Иногда свои хоромы для съемок предоставляют "новые русские". Мне однажды довелось присутствовать на съемках в "крутом" доме. Для начала при входе всю съемочную группу заставили разуться. Ни о каких тапочках, разумеется, речи не было - люди ходили босиком (это в ноябре!). И никаких ковров на полу - их, видимо, заблаговременно свернули. Зато была холодная скользкая плитка. Хозяйка к главному герою - одному из самых знаменитых наших артистов, далеко не мальчику - снисходительно обращалась на "ты", не замечая, что его каждый раз передергивает от этого. В процессе съемок она периодически подсаживалась к режиссеру и громко рассказывала анекдоты сомнительного содержания. А от каскадеров требовала, чтобы они не запачкали "кровью" мебель. И в сцене драки бедные парни вынуждены были падать по стойке смирно, прямо на плиточный пол - только бы не задеть хозяйские кресла! Один из них потом с обидой сказал: "А ведь им за это заплатили, и немало!"

Людмила АРТЕМЬЕВА, актриса ("Две судьбы", "Таксистка"):

- "ТАКСИСТКУ" мы в основном снимаем по субботам-воскресеньям, когда пробок на московских улицах меньше. И выбираем маршруты, уже отлаженные, где движение не такое напряженное. Третий сезон все-таки съемки длятся, уже знаем, где удобнее, проще, и проезжаем "по заветным местам", что называется. Хотя и там тоже раз на раз не приходится. Ну ничего - тогда все оставляем и снимаем пробку. Квартиры снимаем не настоящие, а в павильонах. Вот двор у нас настоящий, он находится на улице "Правды". Но это только антураж. В Москве снимать роднее и привычнее.

Андрей СОКОЛОВ, актер, режиссер:

- СЕЙЧАС запускается фильм "Большая любовь", действие которого происходит в начале 60-х гг. Соответствующую тому времени московскую натуру художники искали полтора месяца, но так и не смогли найти в полном объеме. Все, что связано с дорогой, - какие-то трюковые, аварийные сцены, как правило, приходится снимать ночью, когда нет такого безумного количества машин, как днем. Перекрывается движение - ГАИ, оцепление. Естественно, все это стоит денег. Но я могу сказать, что один хороший постановочный трюк в западном фильме - к примеру, когда автобус на ходу громит машины - стоит примерно столько же, сколько весь бюджет нашей картины. Можно снимать за городом, где-нибудь в Подмосковье, все это, конечно же, обойдется дешевле. Но все зависит от задач, которые стоят перед режиссером. Если в сценарии фигурирует конкретная московская натура, то ни в Серпухове, ни в моем любимом Переславле-Залесском никто это снимать не будет. Хотя... стоит отъехать километров на 600 в любую сторону от Москвы - и можно спокойно снимать картину о 40-х и даже 20-х гг. прошлого века, потому что там с тех самых пор ничего не изменилось.

Анна ЛЕГЧИЛОВА, актриса, режиссер ("Контракт со смертью", "Желтый карлик"):

- СВОИ телесериалы - "Стаю", "Наваждение" - я снимала как в Москве, так и в области. Съемки в Москве очень сильно подорожали - дорожают объекты, арендованные квартиры. При таком раскладе естественно, что все стараются уехать из Москвы и снимать где-то еще. А поскольку и в кино, и в сериалах пошла мода на ретротематику, а в современной Москве подобные вещи снять нереально, это тоже серьезная причина для работы где-нибудь в Подмосковье. Сейчас очень многие картины снимают в Твери и Тверской области. К тому же, как мне кажется, Москвой все уже пресытились, даже если забыть о сложности съемок, о чудовищных пробках на дорогах. По-моему, сейчас люди больше склоняются к какой-то ностальгии. Поэтому и едут снимать туда, где еще можно найти прежний уклад жизни.

Александр ПРОШКИН, режиссер ("Холодное лето пятьдесят третьего...", "Трио"):

- НЕДАВНО закончил съемки телефильма "Доктор Живаго". Действие происходит в Москве в начале прошлого века. А практически начало прошлого века в самой Москве снять невозможно. Во-первых, потому, что происходит совершенно вульгарное нашествие рекламы на Москву. Во-вторых, даже те исторические районы, которые принадлежат еще тому времени, невероятно обезображены. Дома подвержены псевдоевроремонту - заменяются оконные рамы, выносятся на улицу кондиционеры. Попробуйте в Риме, где, я думаю, люди о комфорте имеют представление в не меньшей степени, чем наши "очень новые русские", - попробуйте там где-нибудь увидеть вынесенные наружу кондиционеры! Ни в Риме, ни в Париже, ни в Лондоне такого нет, потому что это разрушает архитектурный ансамбль и вообще деформирует пространство. Мне кажется, что Москва превращается в какой-то пошлый кич. Как-то я видел на улице, на расстоянии 300 метров друг от друга, две рекламные растяжки. На одной написано: "Христос воскресе!" На второй: "Бери от жизни все!" Это уже какая-то Вальпургиева ночь по вульгарности совершеннейшей! Поэтому, действительно, чтобы снимать Москву, надо куда-то уезжать и искать что-нибудь на нее, прежнюю, похожее. Я московские сцены частично снимал в Ярославле.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно